Изучение развития восприятия изображений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
|
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многочисленных форм и отношений занимает одно из центральных мест в психологической деятельности человека. Школьное обучение требует высокого уровня развития речи и восприятия, в частности, умения адекватно словесно интерпретировать изображения.
Понимание графического изображения в силу его особенностей как объекта восприятия представляет собой особый процесс декодирования своеобразного знакового явления. Восприятие изображения на плоскости – особый вид перцепции, отличный от отражения реального объекта (Н.Н.Волков, 1950; Г.Г.Ивашина, 1974). Только при овладении условным языком плоскостных изображений оказывается возможным восприятие образов картины в единстве ее формы и содержания.
Однако при нарушениях развития, в том числе у детей с общим недоразвитием речи (ОНР), наблюдается значительное своеобразие высших психических функций, в частности, восприятия картины как отраженного пространства. Это связано со сниженной способностью к знаковому преобразованию действительности. Особенности восприятия изображений наблюдаются у детей с нарушением интеллекта ( О.П.Гаврилушкина, 1990; И.М.Соловьев, 1953; К.И.Вересотская, 1940; Э.А.Евлахова, 1957; Н.М.Стадненко, 1958), у детей с задержкой психического развития (Е.С.Слепович, 1981; Н.Ю.Борякова, 1982), при нарушениях слуха ( Т.В.Розанова, 1977; И.М.Соловьев, 1971), при нарушениях зрения (В.Е.Емельянов, 1986; В.А.Бельмер, 1969; И.М.Романова, 1978; Л.П.Григорьева, 1990). В работах авторов отмечается замедленность,фрагментарность, узость объема, недостаточная дифференцированность восприятия этих детей, трудности установления пространственных отношений, логических связей между предметами, схематизм зрительных образов. Учащиеся младших классов вспомогательной школы выделяют лишь внешние свойства воспринимаемых объектов, свойства же более глубокие и наиболее характерные не фиксируются, при этом страдает целостность восприятия, что отрицательно сказывается на анализе воспринимаемого материала, ориентировке в нем. Специальные исследования показали неспособность детей с нарушением интеллекта понимания внутреннего содержания картин, восприятия глубины пространства, слабое понимание отношений, выразительных движений.
Несмотря на то, что специальных исследований развития восприятия изображений у детей с ОНР не проводилось, во многих работах имеются указания на существенные трудности, которые испытывают эти дети при восприятии наглядного материала ( Т.Б.Филичева, 1993; Г.В.Чиркина, 1993; В.П.Глухов, 1986; В.К.Воробьева, 1989; С.Н.Шаховская, 1992). Это выражается в слабом понимании третьего измерения в картине (глубины пространства), экспрессивных жестов и движений, мимики, пантомимики. Все это снижает эффективность применения картины в качестве одного из ведущих наглядных средств.
В связи с этим мы предприняли экспериментальное исследование, направленное на изучение состояния восприятия и словесной передачи содержания сюжетных картин детьми с ОНР. В исследовании была использована методика, разработанная О.П.Гаврилушкиной для изучения особенностей восприятия картин у детей с нарушением интеллекта, с теми модификациями, которых требовали особенности контингента детей с ОНР, а также поставленные задачи и условия исследования. Было обследовано 90 детей дошкольного возраста с ОНР II и III уровня в возрасте от 4 до 7 лет, по 30 человек в каждой возрастной группе.
В ходе эксперимента детям предъявлялись картинки, понимание смысла которых зависит от понимания определенного средства выразительности, являющегося ключевым. Предлагалось объяснить картину в целом, а также отдельные средства выразительности - изображения действий, жестов (указательного, оборонительного, нападения, порицания, удивления, сожаления) и мимико-экспрессивных движений (улыбки, плача, гнева, удивления, испуга, пения). После интерпретации изображения экспериментатор обращался к ребенку с просьбой показать, продемонстрировать, что делают действующие персонажи.
Результаты эксперимента показывают существенные трудности восприятия сюжетных картин детьми с ОНР в каждой возрастной группе, о чем свидетельствуют ошибки в узнавании изображенных объектов и объяснении действий, движений, жестов и мимики персонажей. Менее доступным оказалось восприятие жестов (удивления, сожаления, порицания) и мимики (испуга, удивления, гнева). Данные эксперимента выявили зависимость восприятия картины от возраста детей и их уровня ОНР: чем младше дети, а также, чем ниже уровень ОНР, тем хуже развито у них восприятие изображений. В связи с полученными результатами предполагается разработка психокоррекционной программы, направленной на преодоление выявленных нарушений, и основанной на единстве трех видов знака (образно-графического, вербального и образно-двигательного).
Статьи
- Организация зрительного восприятия у младших школьников в норме и имеющих задержку психического развития с функциональной «слабостью» левого или правого полушария (тезисы)
МГУ им. М.В. Ломоносова - Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития.
газета "Школьный психолог", № 16, 2002. - С. 8-10. - Зрительное восприятие и особенности ЭЭГ при ситуативной и личностной тревожности
М.,2003 - Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития.
Школа здоровья, 2002, № 1. - С. 28-36. - Ранние этапы развития речи в условиях зрительной депривации
Психологический журнал, 2004, №2.