Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития.
|
Дети были обследованы по комплексной нейропсихологической методике, адаптированной для детей 6–8 лет и апробированной в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ (2).
Выполнение проб оценивалось в баллах. На основе балльных оценок были подсчитаны обобщенные показатели — индексы, характеризующие состояние лево- и правополушарных функций. Данные показатели позволили выделить подгруппы детей с относительной функциональной «слабостью» лево- или правополушарных структур — в норме 24 и 25 человек и при ЗПР — 24 и 26 человек соответственно. Обоснование возможности составления таких индексов и разработка способа их подсчета были осуществлены Т.В. Ахутиной и Л.В. Яблоковой (3, 13).
В данном сообщении мы излагаем результаты выполнения одной пробы — пробы на зрительно-пространственную память. Проба направлена в первую очередь на исследование процессов восприятия, переработки и хранения зрительно-пространственной информации. Она позволяет оценить уровень развития как правополушарных холистических стратегий, так и левополушарных аналитических.
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
Ребенку на 8–10 сек предъявляют карточку с четырьмя невербализуемыми геометрическими фигурами и просят запомнить их по порядку.
Затем образец убирают и ребенку предлагают нарисовать те фигуры, которые он запомнил.
После этого, независимо от качества воспроизведения, психолог закрывает рисунок ребенка и фигуры предъявляются и воспроизводятся еще два раза.
Через 25–30 минут, заполненных другой деятельностью, ребенку предлагают вспомнить фигуры еще раз.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ
Продуктивность — количество правильно воспроизведенных фигур в каждом воспроизведении отдельно. Правильно воспроизведенной считается фигура, изображенная точно, зеркально или с одним изменением (см. ниже перечень изменений). При наличии нескольких изменений фигура считается искаженной и к правильным не относится.
Количество приводимых ниже ошибок подсчитывается суммарно для всех четырех воспроизведений.
Количество пропусков фигур
Количество трансформаций в знак
Количество изменений
а) характерные для «слабости» правополушарных функций:
дизметрии
разделение на части
изменение места деталей
б) характерные для «слабости» левополушарных функций:
упрощение
пропуск деталей
«улучшение» гештальта
Количество искажений
а) характерные для «слабости» правополушарных функций:
изменение топологии, комплексное изменение фигуры
б) характерные для «слабости» левополушарных функций:
контаминации
Количество нарушений пространственной ориентации фигур — наклон фигуры, наклон или подъем строки.
Количество ошибок по типу зеркальности — повороты (вверх-вниз, вправо-влево) при изображении элементов. Ряд авторов (7, 12) поворот фигуры на 180° называют координатными ошибками.
Количество горизонтальных повторов — повтор элемента в рамках одного воспроизведения.
Количество изменений порядка элементов
а) характерные для «слабости» правополушарных функций — либо изменение места фигуры только один раз, либо изменение порядка фигур при каждом воспроизведении;
б) характерные для «слабости» левополушарных функций — вертикальный повтор: инертное воспроизведение от раза к разу одного и того же неверного порядка элементов.
Всего учитывается 15 параметров.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Проводилась двумя путями:
1) сравнивалась возрастная динамика выполнения пробы от детского сада ко 2-му классу в норме и при ЗПР;
2) анализировались особенности выполнения пробы в подгруппах детей с относительной функциональной «слабостью» левого или правого полушария в норме и при ЗПР.
Достоверность межгрупповых различий в выполнении проб проверялась методом однофакторного дисперсионного анализа с помощью статистического пакета SPSS 10.0 for Windows. Различия считались значимыми при F > 1.0 p < 0.05.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Анализ возрастной динамики выполнения пробы
В норме с возрастом отмечается равномерный рост продуктивности запоминания (см. табл. 1). Соответственно число почти всех ошибок с возрастом уменьшается. Исключение составляют изменения, связанные с левополушарной «слабостью», и горизонтальные повторы, которые к 1-му классу значимо возрастают, а ко 2-му — падают.
В группе ЗПР показатели продуктивности запоминания значимо ниже, чем в норме. Здесь продуктивность всех воспроизведений колеблется, то есть нет значительной положительной динамики, связанной с возрастом. Дети с ЗПР допускают в среднем больше ошибок, чем контрольная группа. У детей с ЗПР с возрастом количество почти всех ошибок увеличивается. Лишь количество изменений, связанных с правополушарной «слабостью», и количество горизонтальных повторов снижается с возрастом.
Таблица 1.
Результаты выполнения пробы на зрительно-пространственную память в норме и при ЗПР
В таблице значимые различия между группой нормы и ЗПР обозначены полужирным шрифтом в группе ЗПР, а значимые возрастные различия помечены звездочкой около старшего возраста. Ухудшение выполнения с возрастом обозначено знаком «минус».
Параметры |
Детский сад |
1-й класс |
2-й класс | |||
норма |
ЗПР |
норма |
ЗПР |
норма |
ЗПР | |
Продуктивность первого воспроизведения |
2.25 |
1.58 |
2.42 |
1.37 |
2.60 |
1.80 |
Продуктивность второго воспроизведения |
2.79 |
2.50 |
3.19* |
2.11 |
3.52 |
2.36 |
Продуктивность третьего воспроизведения |
3.38 |
2.79 |
3.69* |
2.96 |
3.60 |
2.52 |
Продуктивность отсроченного воспроизведения |
3.26 |
2.75 |
3.39 |
2.74 |
3.60 |
2.36 |
Количество пропусков |
1.75 |
2.67 |
1.54 |
3.07 |
1.00* |
2.88 |
Количество трансформаций в знак |
0.46 |
0.79 |
0.50 |
1.00 |
0.44 |
1.00 |
Количество изменений, связанных с левополушарной “слабостью” |
0.71 |
1.29 |
–2.00* |
–2.07* |
1.64 |
–2.12 |
Количество искажений, связанных с левополушарной “слабостью” |
0.08 |
0.29 |
0.12 |
0.15 |
0.04 |
0.24 |
Количество вертикальных повторов |
2.42 |
2.08 |
2.12 |
1.67 |
1.48* |
–2.6* |
Количество изменений, связанных с правополушарной “слабостью” |
2.08 |
2.13 |
1.81 |
1.89 |
1.72 |
1.64 |
Количество искажений, связанных с правополушарной “слабостью” |
1.50 |
2.08 |
1.12 |
2.19 |
1.08 |
2.12 |
Количество нарушений пространственной ориентации |
1.79 |
1.58 |
0.92* |
1.78 |
0.92 |
2.04 |
Количество изменений порядка элементов |
0.96 |
0.58 |
0.50* |
0.33 |
0.69 |
0.60 |
Количество горизонтальных повторов |
0.00 |
0.13 |
–0.23* |
0.15 |
0.00* |
0.04 |
Количество ошибок по типу зеркальности |
0.87 |
0.63 |
1.08 |
0.74 |
1.12 |
1.20 |
Результаты выполнения пробы на зрительно-пространственную память в «левых» и «правых» подгруппах
Параметры |
Подгруппа |
Норма |
ЗПР |
Продуктивность первого воспроизведения |
Левая |
2.42 |
1.92 |
Правая |
1.96 |
1.35 | |
Продуктивность второго воспроизведения |
Левая |
3.29 |
2.63 |
Правая |
2.76 |
1.69 | |
Продуктивность третьего воспроизведения |
Левая |
3.67 |
3.04 |
Правая |
3.20 |
2.19 | |
Продуктивность отсроченного воспроизведения |
Левая |
3.50 |
3.04 |
Правая |
3.12 |
1.81 | |
Количество пропусков |
Левая |
1.83 |
2.54 |
Правая |
1.44 |
3.35 | |
Количество трансформаций в знак |
Левая |
0.54 |
0.63 |
Правая |
0.76 |
1.15 | |
Количество изменений, связанных с левополушарной “слабостью” |
Левая |
2.00 |
3.08 |
Правая |
0.92 |
0.96 | |
Количество искажений, связанных с левополушарной “слабостью” |
Левая |
0.17 |
0.46 |
Правая |
0.00 |
0.07 | |
Количество вертикальных повторов |
Левая |
2.25 |
2.54 |
Правая |
2.16 |
1.85 | |
Количество изменений, связанных с правополушарной “слабостью” |
Левая |
1.75 |
2.04 |
Правая |
2.12 |
2.08 | |
Количество искажений, связанных с правополушарной “слабостью”
|
Левая |
0.58 |
1.25 |
Правая |
2.24 |
3.69 | |
Количество нарушений пространственной ориентации |
Левая |
1.00 |
1.71 |
Правая |
1.48 |
2.15 | |
Количество изменений порядка элементов |
Левая |
0.33 |
0.45 |
Правая |
1.08 |
0.46 | |
Количество горизонтальных повторов элементов |
Левая |
0.08 |
0.08 |
Правая |
0.12 |
0.12 | |
Количество ошибок по типу зеркальности |
Левая |
0.79 |
0.58 |
Правая |
1.68 |
0.85 |
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1972.
2. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологические методы диагностики развития высших психических функций. Часть III. Методы исследования процессов обработки зрительной информации. М., 1992.
3. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки / Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий // Под ред. Е.Д. Холмской, В.А. Москвина. М.— Оренбург, 2000.
4. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей //Дефектология. 1975. № 6.
5. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка //Собр. соч. в 6 тт. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.
6. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: РПА, 1997.
7. Манелис Н.Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ // Школа здоровья. 2001. № 2.
8. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: Коменс-центр, 1993.
9. Марютина Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка // Школа здоровья. 1994. № 1.
10. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: ИнтелТех, 1994.
11. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
12. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1983.
13. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников: разработка критериев оценки: Дис. ...канд. психол. наук. М., 1998.
Статьи
- Особенности зрительно-моторной координации и трудности обучения
Материалы 1 Международной конференции, посвященной памяти Б.В. Зейгарник. М. 2001. С. 177-178. - Особенности воплощения дошкольниками двигательно-пластического образа
Тезисы конференции. — М., 2004. - Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования
Вестник Московского университета. 1999. № 4, стр. 36-48. - Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Особенности ролевого поведения у детей с отставанием в развитии
М.: МГППУ, 2006. - 320с.