Авторы
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Ахутина Татьяна Васильевна
Ученая степень: доктор психологических наук
E-mail: ahutina@fpo.ru
|
|
Нейропсихолог, ученица А.Р. Лурия, психолингвист, доктор психологических наук, профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, лауреат премии «Гранты Москвы», заведующая лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, автор многочисленных публикаций в России и за рубежом.
Заведующая лабораторией Научно-методическая лаборатория исследования трудностей обучения
Образование и профессиональная деятельность.
Родилась 15 августа 1941. Окончила дефектологический факультет Московского государственного Педагогического Института им. В.И. Ленина (1963), работала логопедом в лаборатории нейропсихологии Нейрохирургического института им. Бурденко под руководством проф. А.Р. Лурия, затем - в Научно-методическом Центре русского языка при МГУ в группе психолингвистики (под руководством проф. А.А. Леонтьева). Т.В.Ахутина - сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (с 1972 г.), доктор психологических наук (с 1989), ведущий научный сотрудник, заведующая (с 1991 г.) лабораторией нейропсихологии факультета психологии МГУ (базы - клиника нервных болезней 1 ММИ им. И.М. Сеченова, Центр социальной помощи детям и подросткам г. Москвы), заведующая научно-методической лабораторией проблем трудностей обучения и СДВГ МГППУ (с 2006 г.).
Области научных исследований: нейропсихология и психолингвистика.
Т.В.Ахутиной было показано различие нарушений смыслового программирования речи (внутренняя речь) и синтаксического оформления высказываний при динамической афазии (Нейропсихологический и нейролингвистический анализ динамической афазии. 1975).
Клиническая практика позволила продолжить изучение афазии и разработку модели порождения речи. Этому была посвящена как ее первая публикация (Модель порождения речи по данным афазиологии. 1967), так и докторская диссертация, отраженная в книге (Порождение речи. Нейролингвистический анализ механизмов синтаксиса. 1989).
С начала 1990г. Т.В.Ахутина работает над проблемами детской нейропсихологии, развития речи, диагностики, коррекции и профилактики трудностей обучения. Ею разработана методика «Числовой ряд» для развития навыков программирования и контроля (Нейропсихологический подход к профилактике трудностей обучения. В соавт. с Н.М.Пылаевой и Л.В. Яблоковой. // Школа здоровья. 1995,4; Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. В соавт. с Н.М.Пылаевой. М., 1997).
Интервью с Ахутиной Т.В. читайте на сайте факультета «Психология образования» МГППУ.
Две лекции из курса лекций «Нейропсихология», прочитанный для студентов IV курса факультета "Психология образования" МГППУ. Полный цикл лекций будет доступен для студентов МГППУ в медиаархиве МГППУ.
Научный лекторий по современным проблемам психологии
Лекция «Психологическое сопровождение детей с трудностями обучения и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): американский и норвежский опыт» / 16 декабря 2009 г., Россия, Москва
Лекция «Нейро-психологический подход к преодолению трудностей обучения» / 12 декабря 2012 г., Россия, Москва
- Диагностика развития зрительно - вербальных функций: Учеб. пособие для студ. высш. учебных. заведений М.: Издательский центр «Академия» , 2003
- Нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста М.: МГППУ Москва, МГППУ, 2002.
- Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход Спб.: Питер , 2008. — 320 с: ил. — (Серия «Детскому психологу»).
- Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику. Пособие по подготовке детей к школе: рабочая тетрадь М.: Генезис , 2006 - 76 стр.
- Скоро школа. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику. Пособие по подготовке детей к школе. Методическое пособие М.: Генезис , 2006г, 32 с.
- Скоро школа. Учимся видеть и называть: Методика развития зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет Спб.: Питер , 2008, 112 стр.
- Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие и рабочая тетрадь Теревинф , М., 2004.
- Школа умножения: Методика развития внимания у детей 7-9 лет: Методическое пособие и рабочая тетрадь М.: Генезис , 2006
- Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7-9 лет: методическое пособие. М.: Генезис, 2006. - 16 с.
- Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7-9 лет: рабочая тетрадь. М.: Генезис, 2006. - 56 с.
- Здоровьесберегающие технологии:нейропсихологический подход Вопросы психологии, 2002, №4.
- Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития. газета "Школьный психолог", № 16, 2002. - С. 8-10.
- Концепция речемышления Л.С. Выготского и анализ связной речи у детей
- Культурно-исторические и естественнонаучные основы нейропсихологии Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова
- Л.С. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к интериоризации №3/2004 Стр.41-56 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психических функций Вторая международная конференция памяти А. Р. Лурия.Сборник докладов. Москва 2003.
- Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14, ПСИХОЛОГИЯ. 1996 № 2
- Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования Вестник Московского университета. 1999. № 4, стр. 36-48.
- Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. М., МПСИ, 2001, с.7 – 20.