Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению

Рубрика:  Младшие школьники 
Версия для печати

В нашей работе исследуются особенности самооценки первоклассников в зависимости от степени их психологической готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к школьному обучению мы понимаем «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников».

Для выявления уровня психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению мы использовали диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению, разработанную Н.И. Гуткиной. Эта методика позволила выявить уровень развития мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер первоклассников. Для исследования самооценки детей  использовалась методика Дембо-Рубинштейн, но в нашем исследовании была изменена процедура проведения методики в связи с тем, что эксперимент проводился с первоклассниками, а не с подростками и были внесены изменения в количество и содержание шкал.

Исследование проводилось в два этапа: в начале учебного года (определение психологической готовности к школьному обучению) и в середине второго учебного полугодия (исследование самооценки) в нескольких московских общеобразовательных школах. Испытуемыми были учащиеся первых классов, в общей сложности 228 первоклассников.

На первом этапе эксперимента по результатам обследования детей на психологическую готовность к школьному обучению были выделены две группы учащихся. Первую группу составили дети, показавшие высокую степень психологической готовности к школьному обучению (60 человек). Вторая группа состояла из детей, показавших низкий уровень психологической готовности к школе по всем исследуемым сферам психического развития (65человек).

На втором этапе исследования с выделенными группами учащихся была проведена методика Дембо-Рубинштейн. Ребят просили оценить уровень развития у себя тех или иных качеств, поставив значек-пометку на предложенных вертикальных шкалах. Первая батарея шкал больше направлена на оценку качеств, важных в учебной деятельности (понятливый, способный, умный, и т.п.), вторая часть шкал направлена на оценку качеств личности (добрый, смелый, ласковый и т.п.).

По результатам проведенного исследования можно сказать, что дети, не готовые к школьному обучению, показали в среднем более высокий балл по самооценке – 90 баллов (из 100 предусмотренных методикой), чем первоклассники, готовые к школьному обучению – 78 баллов. 

При этом в группе, не готовых к школе детей, ярко проявился более высокий разброс показателей самооценки: дети чаще прибегали к использованию крайних значений (0 или 100) и даже выходили за пределы шкалы (120 и т.п.), чем готовые к школе сверстники. В связи с этим средние значения высчитывались по медиане. Медианой для всего множества показателей самооценки не готовых к школе учащихся явилось значение  равное 100, для группы готовых к школе детей - медиана равна 85. Достоверность полученных расхождений в уровне самооценки между выделенными группами учащихся проверялась по t-критерию Стьюдента. Различия по высоте самооценки между группами готовых и не готовых к школе первоклассников достоверны на 1% уровне значимости. 

Е.З. Басина (1988) в своем исследовании показала, что почти все старшие дошкольники оценивают себя максимально высоко и считают себя самыми добрыми, умными и т.п. При этом на границе дошкольного и младшего школьного возраста у детей возникает тенденция оценивать себя адекватно. Так, по мере прохождения кризиса семи лет у ребенка возникает  представление о себе реальном, и показатели самооценки несколько снижаются.  В нашем исследовании средний показатель самооценки в группе первоклассников, не обладающих психологической готовностью к школьному обучению, очень высок, что может указывать на преобладание у детей  дошкольного уровня самооценки.

В группе детей, готовых к обучению в школе, средний показатель самооценки значимо ниже, что свидетельствует о формировании более адекватной самооценки и соответствует возрастным закономерностям формирования образа Я в младшем школьном возрасте.

Смотрите также:

Статьи