Детская психология
 

Развитие самооценки у младших школьников при различных системах оценивания

Автор: Илясова А.В. 
Рубрика:  Младшие школьники 
Ключевые слова:  самооценка  оценка 
Версия для печати

В основу любой образовательной системы заложено определенное представление о критериях оценивания. В последние годы широко обсуждается вопрос адекватности традиционной пятибалльной шкалы целям оценивания.

Следует учитывать, что понятия «оценка» и «отметка» не являются синонимами. Оценивание является необходимым условием развития человека, отметка же является лишь традиционно закрепленной в отечественной образовательной системе формой оценивания.

В связи с этим в современной психолого-педагогической литературе обсуждается, насколько отметка может выполнять функции оценки. Во-первых, оценивание способствует формированию адекватной самооценки учащихся. Для её формирования необходимо  информирование ребенка, родителей и педагогов о результатах. Поэтому вторая важная функция оценивания – предоставление «обратной связи».  Третья функция оценивания – управление учебным процессом.

Для эффективного выполнения данных функций оценка должна быть абсолютной, объективной, дифференцированной и позволять прослеживать динамику учебной деятельности ребенка. Абсолютность оценки подразумевают снижение зависимости оценки от конкретной ситуации. Объективность предполагает независимость оценки от таких человеческих факторов, как настроение, личное отношение к ученику. Под дифференцированностью понимается существование чётких критериев оценивания работы. Учащийся должен понимать, какое содержание вкладывается в оценку.

Недовольство традиционной системой оценивания связано с тем, что отметка не выполняет в полной мере возложенных на неё функций. Она превращается в мерило «ценности» ученика и может стать самоцелью. Особенно негативно влияние отметки проявляется в начальной школе, когда недостаточная дифференциация общей и конкретной самооценки приводит к тому, что отметка в глазах учителя и ребенка означает различное содержание. Учитель, поставив ребенку «двойку», стремится сообщить ему о недостаточно высоком качестве работы. Для ребенка же  - это сообщение о том, что он сам недостаточно хорош. Таким образом, при отметочной системе оценивания: возникает несовпадение в объекте оценивания с точки зрения учителя и ученика; закладывается ложная основа самооценки, ведущая к ощущению себя неудачником; возникает подмена познавательной мотивации стремлением «зарабатывать» отметку; невозможно проследить динамику развития ребенка; нарушаются отношения ребенка с учителем и родителями.

В настоящее время в практике образования в г. Москве существуют альтернативы традиционной системе  – безотметочные системы обучения, заменяющие свернутую оценку в виде отметки развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством учеников и учителя в  порождении и применении оценок.Вопрос, тем не менее, заключается в том, каковы реальные критерии безотметочной системы оценивания; иначе говоря: всякая ли система оценивания, оказавшись от пятибальной шкалы, создает адекватные психолого-педагогические условия для развития положительной и адекватной самооценки ребенка?

Безотметочное обучение может быть реализовано в различных  вариациях. Мы проанализировали две  системы оценивания, используемые в начальной Вальдорфской школе и в «Школе самоопределения». Проводились наблюдения  за взаимодействием учителя и учеников, беседы с педагогами и изучение теоретических сведений об этих системах обучения.

Среди основных принципов построения  образовательного процесса в обеих системах подчеркивается, что основная задача образования – не просто передача суммы знаний, а личностное развитие ребенка. Цели и задачи образования в Вальдорфской педагогике - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы. Цели и задачи образования в «Школе самоопределения» - помочь ребенку в постепенном складывании образа «Я», выработке и развитии тех способов и умений, которые бы позволили ему максимально реализовать себя.

Основные задачи системы оценивания в Вальдорфской педагогике - следование принципу возрастосообразности, адекватное использование эмоционального компонента во взаимодействии педагога и учащихся, развитие эстетических начал. Основные задачи системы оценивания в «Школе самоопределения» - формирование адекватной самооценки путем включения ребенка в процесс порождения критериев оценивания собственной работы. Методы и формы оценивания в Вальдорфской педагогике - развернутые оценочные высказывания в устной и письменной форме, балльное оценивание по определенным критериям. В «Школе самоопределения» отмечается использование шкал-линеек, работа в парах со взаимным оцениванием, балльное оценивание по критериям, выработанным учителем вместе с учащимися.

Порождение критериев оценивания в Вальдорфской педагогике сводится к тому, что критерии вырабатываются учителем, опирающимся на знание индивидуальных особенностей учеников. Принцип порождения критериев оценивания в «Школе самоопределения» - самооценка ребенка предшествует учительской оценке, а порождение критериев происходит в ходе совместной оценочной деятельности учителя и ученика. Тем не менее, обе системы оценивания исходят из того, что субъектом оценивания является сам ребенок, что и является, на наш взгляд, одним из основных параметров безотметочного оценивания, создающего условия для развития адекватной, дифференцированной, положительной самооценки у детей этого возраста.

Новости психологии

21.06.2021

Разновозрастной отряд в детском школьном лагере: что можно делать?


27.05.2021

Подборка актуальной литературы


13.05.2021

Ребёнок становится понятным для родителей



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика