Развитие самооценки у младших школьников при различных системах оценивания
|
В основу любой образовательной системы заложено определенное представление о критериях оценивания. В последние годы широко обсуждается вопрос адекватности традиционной пятибалльной шкалы целям оценивания.
Следует учитывать, что понятия «оценка» и «отметка» не являются синонимами. Оценивание является необходимым условием развития человека, отметка же является лишь традиционно закрепленной в отечественной образовательной системе формой оценивания.
В связи с этим в современной психолого-педагогической литературе обсуждается, насколько отметка может выполнять функции оценки. Во-первых, оценивание способствует формированию адекватной самооценки учащихся. Для её формирования необходимо информирование ребенка, родителей и педагогов о результатах. Поэтому вторая важная функция оценивания – предоставление «обратной связи». Третья функция оценивания – управление учебным процессом.
Для эффективного выполнения данных функций оценка должна быть абсолютной, объективной, дифференцированной и позволять прослеживать динамику учебной деятельности ребенка. Абсолютность оценки подразумевают снижение зависимости оценки от конкретной ситуации. Объективность предполагает независимость оценки от таких человеческих факторов, как настроение, личное отношение к ученику. Под дифференцированностью понимается существование чётких критериев оценивания работы. Учащийся должен понимать, какое содержание вкладывается в оценку.
Недовольство традиционной системой оценивания связано с тем, что отметка не выполняет в полной мере возложенных на неё функций. Она превращается в мерило «ценности» ученика и может стать самоцелью. Особенно негативно влияние отметки проявляется в начальной школе, когда недостаточная дифференциация общей и конкретной самооценки приводит к тому, что отметка в глазах учителя и ребенка означает различное содержание. Учитель, поставив ребенку «двойку», стремится сообщить ему о недостаточно высоком качестве работы. Для ребенка же - это сообщение о том, что он сам недостаточно хорош. Таким образом, при отметочной системе оценивания: возникает несовпадение в объекте оценивания с точки зрения учителя и ученика; закладывается ложная основа самооценки, ведущая к ощущению себя неудачником; возникает подмена познавательной мотивации стремлением «зарабатывать» отметку; невозможно проследить динамику развития ребенка; нарушаются отношения ребенка с учителем и родителями.
В настоящее время в практике образования в г. Москве существуют альтернативы традиционной системе – безотметочные системы обучения, заменяющие свернутую оценку в виде отметки развернутой системой оценочных взаимоотношений, сотрудничеством учеников и учителя в порождении и применении оценок.Вопрос, тем не менее, заключается в том, каковы реальные критерии безотметочной системы оценивания; иначе говоря: всякая ли система оценивания, оказавшись от пятибальной шкалы, создает адекватные психолого-педагогические условия для развития положительной и адекватной самооценки ребенка?
Безотметочное обучение может быть реализовано в различных вариациях. Мы проанализировали две системы оценивания, используемые в начальной Вальдорфской школе и в «Школе самоопределения». Проводились наблюдения за взаимодействием учителя и учеников, беседы с педагогами и изучение теоретических сведений об этих системах обучения.
Среди основных принципов построения образовательного процесса в обеих системах подчеркивается, что основная задача образования – не просто передача суммы знаний, а личностное развитие ребенка. Цели и задачи образования в Вальдорфской педагогике - развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы. Цели и задачи образования в «Школе самоопределения» - помочь ребенку в постепенном складывании образа «Я», выработке и развитии тех способов и умений, которые бы позволили ему максимально реализовать себя.
Основные задачи системы оценивания в Вальдорфской педагогике - следование принципу возрастосообразности, адекватное использование эмоционального компонента во взаимодействии педагога и учащихся, развитие эстетических начал. Основные задачи системы оценивания в «Школе самоопределения» - формирование адекватной самооценки путем включения ребенка в процесс порождения критериев оценивания собственной работы. Методы и формы оценивания в Вальдорфской педагогике - развернутые оценочные высказывания в устной и письменной форме, балльное оценивание по определенным критериям. В «Школе самоопределения» отмечается использование шкал-линеек, работа в парах со взаимным оцениванием, балльное оценивание по критериям, выработанным учителем вместе с учащимися.
Порождение критериев оценивания в Вальдорфской педагогике сводится к тому, что критерии вырабатываются учителем, опирающимся на знание индивидуальных особенностей учеников. Принцип порождения критериев оценивания в «Школе самоопределения» - самооценка ребенка предшествует учительской оценке, а порождение критериев происходит в ходе совместной оценочной деятельности учителя и ученика. Тем не менее, обе системы оценивания исходят из того, что субъектом оценивания является сам ребенок, что и является, на наш взгляд, одним из основных параметров безотметочного оценивания, создающего условия для развития адекватной, дифференцированной, положительной самооценки у детей этого возраста.
Статьи
- Особенности самооценки первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Метод портфолио - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки
Центр общей и нормативной методологии ИТИП РАО