К проблеме обучения шестилетних детей

Автор: Юдина Е.Г. 
Тип: статья
Версия для печати
В настоящее время в рамках широкомасштабного всероссийского эксперимента апробируется переход к обучению детей в массовой школе с 6-ти лет. В последние два года значительное число детей в возрасте 5,5 – 6,5 лет стали первоклассниками. Кроме того, повсеместное распространение в России получила сеть так называемых «прогимназий», где по программам первого класса работают уже с пятилетними детьми. Переход к раннему обучению детей в условиях массовой школы порождает ряд острых проблем, которые нуждаются в серьезном обсуждении.
Хорошо известно, что дети шестилетнего возраста часто проявляют высокую познавательную активность, которая может быть основой для успешного обучения. Однако по данным  физиологических исследований обучение детей седьмого года жизни не имеет отрицательного эффекта лишь при соответствующей организации учебного процесса и определённых методических подходах. Психолого-педагогические исследования также  свидетельствуют, что обучение детей 6-летнего возраста должно быть жестко связано с соблюдением ряда определенных условий. Эти условия состоят в следующем:
  • Квалифицированные педагогические кадры, знающие возможности и особенности 6-летних детей.
  • Содержание, методы и формы образования, адекватные возрасту.
  • Образовательный процесс должен быть сориентирован не столько на предметное содержание образования, сколько на интересы и склонности самого ребёнка.
  • Образование должно проходить преимущественно в игровых формах и не может быть связано рамками привычной для школы дисциплины
  • Определённые материально-технические и медико-социальные условия, ориентированные на возрастных особенности этих детей. Детям необходим дневной сон,  пространство  для игр, игрушки, место для прогулок с игровым оборудованием. Должны быть созданы условия для проведения общеукрепляющих и оздоровительных процедур и многое другое.
В документах МО РФ прописаны многие из этих условий. В частности, предполагается, что начальная школа, в которой обучаются шестилетки,  должна располагаться в отдельном помещении или, в крайнем случае, на отдельном этаже, должна быть снижена продолжительность и количество уроков для детей 6-летнего возраста, изменен режим перерывов в занятиях, введены динамические паузы, увеличена доля гуманитарных предметов и т.п.
Тем не менее, практика показывает, что современная начальная школа в массе своей не может обеспечить такие условия  детям 6 лет.  Для этого отсутствуют как материальные, так и организационные основания;  классно-урочные формы обучения остаются доминирующими; педагоги не имеют специальной квалификации для работы с детьми этого возраста.
Некоторые тревожные последствия этого очевидны уже сейчас.
В подавляющем большинстве школ учителя применяют традиционные методы и формы работы с «6-летками», насчитанные на 7-8-летних детей. В результате дети испытывают острые отрицательные эмоции и переживания неуспеха, несмотря на искреннее стремление и усилия  соответствовать требованиям учителя. Ребенок, не понимая этих требований, начинает бояться учителя. Очень многие дети 6-ти – 6.5 лет засыпают после первого же урока, не выдерживая минимальной учебной нагрузки в классе. Шестилетки на уроках пытаются играть «под партой», втайне от учителя.
Многие учителя не знают, как себя вести с шестилетними детьми. Привычные действия не срабатывают; опытный учитель видит, что дети совсем другие, чем те, к которым он привык, но понятия не имеет, что с ними делать. Часто растерянность учителей находит выход в неадекватных действиях. Например, детям запрещают играть даже на переменах, иногда – в качестве наказания за невнимательность и отсутствие работоспособности на уроке.
Совместное существование в пространстве школы детей от 6-ти до 16 лет представляют опасность для жизни и здоровья малышей. В результате многие учителя, во избежание несчастного случая, держат детей 6-ти лет в классе в течение всей перемены  -  вместо совершенно необходимой для них динамической паузы. Всё это отрицательно отражается не только на психологическом состоянии детей, но и на их здоровье.  У 6-леток в школе в 2 раза чаще, чем в детском саду, наблюдаются невротические реакции,  различные психосоматические расстройства (бронхиальная астма, нейродермит, энурез, заболевания пищеварительной системы и т.п.).
Эти и многие другие наблюдаемые факты с высокой вероятностью могут привести к весьма печальным итогам.
Весь комплекс условий в современной массовой школе направлен на возникновение у маленького ребенка отрицательного отношения – сначала к себе как к ученику, а потом и вообще к школе, да и ко всему процессу обучения. Ребенок перестает верить в свои способности и уже не хочет учиться. Родители таких детей и психологи очень хорошо знают, как трудно (порой почти невозможно) преодолеть такую установку, когда она уже возникла. Высокий уровень школьной тревожности не только приводит к трудностям в обучении 6-летних детей, но и разрушает их здоровье.   Совершенно очевидно, что современные "6-летки" платят высокую цену за поспешность своих  родителей, поторопившихся отдать их в школу. В ближайшем будущем мы рискуем получить больную нацию.
Чрезвычайно тревожным является и тот факт, что, пытаясь провести такого рода реформу, мы опять возвращаемся к логике, казалось бы, прошедших времен. А именно: мы пытаемся задачи одной образовательной ступени (в данном случае, школы) рассматривать как приоритетные по отношению к задачам другой возрастной ступени (дошкольного образования). Это тот узко прагматический подход, когда  отдельный период детства рассматривается лишь как  подготовка к следующему этапу развития. Следуя этой логике, можно допустить, что ребенок 6 лет может стать школьником вместо 7-ми, а ребенок 10 лет - может стать подростком - вместо 11-12  - и все это исключительно по социально-экономическим соображениям.  Именно с этой логикой  боролись все ведущие отечественные психологи и педагоги в 80-х. годах, утверждая самоценность каждого возраста.
Привлечение шестилетних детей в школу основано на допущении, что серьезное образование, процессы целенаправленного обучения детей связаны только со школьными формами образования. Между тем, в России в течение ХХ века сложились уникальные формы образования, высокое качество которых признано во всем мире.  Это система дошкольного образования, которая (несмотря на то, что и там есть свои проблемы) в течение многих десятилетий обеспечивает тот уровень образования, который соответствует (а часто, намного опережает) уровень начальной школы в странах  Европы и США. В сущности, в России уже давно существует 12-13-летнее образование,  в том числе, включающее целенаправленное обучение. Российская система дошкольного образования вызывает пристальный интерес специалистов из Европы и США - причем сейчас этот интерес только усиливается. Вряд ли в этих условиях стоит говорить о недостаточной конкурентоспособности нашего образования. «Растяжение» школы не усиливает образование, но - между делом - рушит культурно отработанные традиции серьезного образования в  дошкольном возрасте. Все те условия, которые  чрезвычайно трудно обеспечить в массовой российской школе; уже давно и естественно сложились во многих дошкольных учреждениях.
В начале 80-х годов в связи с проектом изменения начального возраста приема детей в школу (с 7 лет на 6) были проведены массовые медико-психологические обследования детей 6 лет по всей стране. Данные о состоянии здоровья и о психологической готовности детей 6 лет к школе носили столь угрожающий  характер,  что явились основанием для отмены этого проекта.
Изменения, произошедшие за эти 15-20 лет, свидетельствуют скорее о резком обострении ситуации, чем  о каком бы то ни было ее улучшении. Результаты серьезных   исследований свидетельствуют, во-первых, об общем ухудшении состояния здоровья детей и, во-вторых, о том, что психологическая устойчивость и общий уровень тревожности современных детей в возрасте 6 - 7 лет также не изменился в лучшую сторону.
В этой ситуации переход к более ранним срокам начала школьного обучения вызывает серьёзные опасения.  Принятие столь ответственных решений, чреватых весьма серьёзными последствиями для физического и психического здоровья наших детей, требует специального  медико-психологического изучения.
Смотрите также:

Статьи