Детская психология
 

К вопросу о психологической помощи родителям детей 6-7 лет, переживающих кризис развития

Автор: Кисова В.В. 
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Последнее время в нашей стране отмечается устойчивый рост интереса специалистов разных профилей к проблемам семьи. В частности, общество все чаще акцентирует свое внимание на особенностях взаимоотношений в семье, ценностных ориентациях и установках родителей как ведущем факторе социализации ребенка.

Специалисты-психологи рассматривают семью как уникальную социальную структуру, которая имеет значительные резервы для решения эмоциональных, коммуникативных и других психологических проблем в жизни детей. Обладая устойчивостью, семья, тем не менее, чутко реагирует на личностные изменения каждого своего члена. Особенно наглядно иллюстрирует эту зависимость реагирование семьи на проживание ребенком возрастных кризисов развития

Кризис 7 лет был описан исследователями одним из первых. Концептуальные положения о специфике данного переходного периода были заложены в трудах Л.С.Выготского. В работах «Проблема возраста», «Кризис 7 лет» он говорит о существенной трансформации сознания семилетнего ребенка, о начале дифференциации внутренней и внешней сторон его личности.

Важнейшие исследования перехода ребенка от дошкольного к младшему школьному возрасту были сделаны Л.И. Божович (1968; 1978), которая считала источником кризисных явлений неудовлетворенное стремление ребенка к новому социальному положению школьника и к учению как к новой общественно значимой деятельности.

Дальнейшие исследования кризиса 7 лет затрагивали самые различные аспекты становления ребенка в данный возрастной период. Так, Е.А. Бугрименко (1981), А.Л. Венгер (2004), Д.Б. Эльконин (1989) в качестве критерия перехода в новый возраст называют развитие у детей произвольности поведения. В работах Т.А. Нежновой (1988), Г.А. Цукерман (1992), М.Г. Елагиной (1989) особое значение придается процессу формирования «внутренней позиции школьника». В исследованиях Е.Е. Сапоговой (1986) в качестве критерия начала перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту выделяется сформированность воображения и символической функции сознания ребенка.

Глубокий содержательный анализ кризиса 7 лет мы находим в работах К.Н. Поливановой (1988; 2000; 2003). Особенно значимым в аспекте интересующей нас проблемы явилось исследование автором особенностей поведения 6-7-летних детей в семье или, как пишет К.Н. Поливанова, «домашнего поведения». Интересным в этом отношении является экспериментальное исследование автора (1988), в котором выявлены характеристики отношения ребенка к указаниям взрослого пауза, спор, непослушание, хитрость, «взрослое поведение», внешний вид, упрямство, требовательность, капризы, неадекватная реакция на критику.

Как отмечают Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков (2002) кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это объясняется тем, что в образовательных учреждениях, будь то детский сад или школа, учебно-воспитательный процесс осуществляется с учетом возрастно-психологических изменений детей. Семья же долгое время продолжает сохранять по отношению к ребенку воспитательную позицию предыдущего возрастного этапа. Причем, зачастую такая ситуация складывается из-за недостатка элементарных психологических знаний родителей.

Весьма информативным для психолога является и круг проблем, которые выделяет К.Н. Поливанова (2003) как предмет частых жалоб родителей:

  • отношение к младшим братьям и сестрам;
  • неподчинение детей привычным домашним требованиям;
  • частое нежелание делиться с родителями школьными впечатлениями;
  • возникновение тревожности;
  • трудности обучения письму (мелкая моторика);
  • арушение взаимоотношений со сверстниками.

Однако на наш взгляд, этот перечень может быть дополнен такой проблемой как трудность становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Очень часто родители не могут понять, в чем причина того, что ребенок не может самостоятельно справляться с домашними заданиями. Он не запоминает правила, не может контролировать свое поведение в ходе работы и т.д. Обычно, родители в этом случае удваивают контроль за выполнением уроков, что становится изматывающим мероприятием и для родителей, и для ребенка. В нашей консультативной практике достаточно часто встречались такие ситуации, когда выполнение домашнего задания первоклассником совместно с родителями, чаще с мамой, длилось с прихода мамы с работы до отхода ребенка ко сну. И такое положение повторялось фактически каждый день.

К сожалению, часто учитель некомпетентен в данной ситуации и объясняет такое поведение ребенка его ленью, нерадивостью. В результате вместо того, чтобы способствовать формированию активности, самостоятельности ребенка, и учитель, и родители развивают у него пассивность, зависимость от внешнего контроля взрослого. Такое положение ведет не только к сложностям освоения детьми структуры учебной деятельности, но и к более затяжному и острому переживанию ими возрастного кризиса.

Особенностям становления регулятивных функций в интеллектуальной деятельности 6-7-летних детей посвящено значительное количество психологических работ (А.В. Запорожец, 1973; А.К. Маркова, 1974; А.К. Осницкий, 1986; У.В. Ульенкова, 1983, 1990; Д.Б. Эльконин, 1974). В работе У.В. Ульенковой (1983), где представлено изучение собственно процессов саморегуляции у дошкольников были определены оптимальные возрастные проявления данной способности у детей 6—7 лет полное принятие задания взрослого, полное его сохранение до конца работы, высокое качество самоконтроля в процессе деятельности, адекватная оценка общего результата работы.

Созвучны данному подходу и выводы Т.Ю. Андрушенко и Г.М. Шашловой (2003), которые выделяют произвольность и предпосылки учебной деятельности как критерии определения кризисного статуса 6-7-летних детей. Проявления оптимальных возрастных возможностей детей в саморегуляции интеллектуальной деятельности рассматриваются ими как показатели посткритической фазы переходного периода к младшему школьному возрасту. Для диагностирования произвольности и предпосылок учебной деятельности данные авторы предлагают использовать методику Д.Б. Эльконина (1988) «Графический диктант» в версии Л.А. Венгера, А.Л. Венгера.

На наш взгляд, высокой эффективностью в этом отношении обладает критериально-ориентированная методика исследования саморегуляции в интеллектуальной деятельности шестилетних детей, разработанная У.В. Ульенковой (1990). Реализация критериально-ориентированного принципа дает возможность определить уровень индивидуальных достижений испытуемого в становлении саморегуляции, обнаружить пробелы в формировании изучаемой способности и осуществить индивидуально направленную коррекцию недостатков. Причем, коррекционно-развивающая работа в данном случае приобретает форму так называемого оперативного реагирования.

В настоящее время разработано значительное количество развивающих психолого-педагогических программ (Е.Б. Аксенова, 1988, 1992; В.В. Кисова, 2000,2002; Н.Л. Росина, 1998; И.Ю. Троицкая, 2001) цель; которых является помощь в развитии ребенка как субъекта учебной деятельности. Как правило, все они построены на основе теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий и содержат достаточно эффективные методические приемы, которым психолог-консультант может обучить родителей старших дошкольников и младших школьников.
Следует отметить, что данной работе обязательно должно предшествовать диагностическое обследование ребенка, об особенностях которого мы говорили выше, и изложение родителям элементарных сведений о психологической специфике развития субъективной активности детей в период возрастного кризиса 7 лет.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аксенова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре Я на учебных занятиях. Дис. ...канд. психол. наук. — Н.Новгород, 1992,1
  2. Андрущенко Т.Ю., Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет. — М., 2003.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. — М., 1984.
  5. Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. № 1(1).
  6. Кисова В.В. Формирование саморегуляции у шестилетних детей с задержкой психического развития средствами продуктивных видов деятельности (Программа) // Приложение в книге У.В. Ульеноковой, О.В. Лебедевой Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.
  7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М., 2000.
  8. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. — М., 2003.
  9. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7-летнего возраста // Вопросы психологии. 1986. № 4.
  10. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. — М., 1990.
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

21.01.2022

Подборка литературы


24.12.2021

Объявлена дата I Международной конференции Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике


16.12.2021

О воспитании ребёнка с РАС в подкасте «Vasia in Space»



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Бесплатная горячая линия помощи родителям

Обратиться за консультацией

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2022 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2022 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика