И снова о шестилетках
|
Современная концепция очередного этапа реформирования системы образования предлагает ввести 12-летнее школьное обучение, а это означает, что все дети пойдут в школу с шести лет и будут учиться до 18-летнего возраста.
Давайте остановимся на этом положении и попробуем обсудить два важных вопроса.
Первое.Почему именно сегодня вновь возникла проблема перевода шестилетних детей в школу и продления обучения в школе до 12 лет?
Второе: Какими могут оказаться последствия реализации вышесказанного?
Хотим напомнить читателям, что история этого вопроса уходит в недалекое прошлое. В начале 80-х годов XX века шла острейшая полемика о возможности обучения шестилетних детей в школе. Проводился широкомасштабный эксперимент в рамках территорий бывшего СССР, были созданы экспериментальные типовые программы для шестилеток. Они предполагали единый старт для детей {где бы они ни находились — в детском саду или в нулевом классе школы), поступающих в 1 класс школы. Эксперимент прервался поспешным и необоснованным решением о переводе шестилеток в школу. Наши дошкольники оказались в школах, где в большинстве случаен для них не удалось создать благоприятных условий.Прежде всего, нарушался режим жизни, необходимый ребенку-дошкольнику, не учитывалась специфика форм и методов обучения шестилетних детей, не осуществлялась специальная дополнительная подготовка кадров для работы с детьми этого возраста.
Известные отечественные психологи с мировым именем (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) в те годы отстаивали возрастные границы дошкольного периода детства с 3 до 7 лет и резко выступали против более раннего начала школьного обучения. Они утверждали, что психофизиологические особенности шестилетнего ребенка не позволяют ему, обучаясь в условиях традиционной отечественной школы, полноценно и гармонично развиваться. «На наш взгляд, в основе возрастной организации современной школы лежит ложное представление о психическом развитии как о чисто количественном процессе нарастания знаний, интеллектуальных умений, практических навыков. При таком понимании, противоречащем современной психологии, реорганизация образовательной системы возможна посредством или увеличения сроков обучения, или сокращения объема программного материала, или соединения того или другого; доведенные до своего логического конца, эти пути становятся тупиковыми»*.
Вскоре педагогическая общественность убедилась в справедливости этих слов. Перевод шестилетних детей в школу сопровождался целым рядом негативных моментов. Игнорировались элементарные педагогические принципы, преобладало формализованное обучение, осуществляемое по принципу заданного образца как для ученика, так и для учителя.
Итак, вернемся к поставленным выше вопросам, Чем вызвана сегодня необходимость перевода шестилеток в школу? Может быть, на сегодняшний день эта проблема уже проработана теоретически и подготовлена практически? Давайте разберемся.
В отечественной науке, на наш взгляд, наиболее признанной остается возрастная периодизация психического развития ребенка, созданная Д.Б. Элькониным. Согласно Д.Б. Эльконину, шестилетний возраст является неотъемлемой частью дошкольного периода детства.
Очевидно, нужно искать иные причины возвращения к вопросу о необходимости перевода шестилеток в школу. Думаем, многие согласятся с нами, что это связано с довольно сложным социально-экономическим положением в стране. Резкое падение рождаемости приводит к недоукомплектованности первых классов школы, что оставляет без работы большую армию учителей начальных классов. Все дороже становится содержание ребенка в детском саду. Значительным аргументом для многих является начало обучения детей в школе с шести, а иногда с пяти лет в целом ряде стран мира. Немаловажное значение имеет запрос родителей (не всегда осознанный и грамотный) на более раннее обучение детей. И наконец, как свидетельствуют официальные данные статистики, на сегодняшний день лишь 50% детей дошкольного возраста посещают детский сад, что обусловливает не только разный уровень подготовленности детей к школе, но и стремление той части родителей, дети которых не охвачены дошкольным обучением, отдать их в первый класс.
Перечисленные выше причины, безусловно, необходимо учитывать при обсуждении волнующих нас вопросов. Не будем спорить, что возможности шестилетнего ребенка позволяют ему познавать окружающий мир в его многообразии, устанавливать причинно-следственные связи, делать логические выводы и умозаключения, овладевать началами грамоты и математики и пр. Однако следует правильно расставить акценты и сосредоточить внимание на том, как, чему и где учить шестилетних детей.
Отметим особую важность периода от рождения до семи лет в жизни человека. В это время активно развиваются общие психические процессы и качества личности, приобретаются знания и умения, необходимые каждому человеку. К ним относятся восприятие, мышление, речь, воображение, память, а также любознательность, коммуникативность, компетентность в разных областях действительности. Психические качестване возникают спонтанно, аразвиваются в ходе воспитания и обучения, опирающихся на специфически детские виды деятельности: игру, изобразительную деятельность,конструирование, литературно-речевую деятельностьи др. Ребенок в период с дошкольного до младшего школьного возраста проходит путь от детского любопытства к любознательности, а далее — к исследовательскому интересу, характеризующемуся целенаправленной познавательной деятельностью. Поэтому, говоря об образовании шестилетних детей, необходимо выстроить особую, отличную от школьной, программу подготовки ребенка к последующему систематическому обучению, что позволит безболезненно перевести дошкольника на школьную ступень.
Имеющиеся у шестилеток возможности умственного развития побуждают некоторых педагогов и родителей искусственно ускорять его, стремиться к усиленному формированию сложных форм мышления, свойственных, скорее, школьникам, не учитывая сензитивных периодов в развитии ребенка-дошкольника. Интенсифицируется процесс обучения счету, чтению, письму, иностранным языкам, что приводит к чрезмерным перегрузкам и пагубно влияет на здоровье ребенка.
На самом деле, интеллектуальная готовность не предполагает наличие конкретных знаний и умений. Главное— развитие у ребенка собственной активной жизненной позиции,позволяющей гибко ориентироваться в любой ситуации и решать широкий круг самых разнообразных задач. А способствует этому специально организованная работа педагога-дошкольника с детьми, начиная с младшего возраста. В результате такой деятельности у ребенка к старшему дошкольному возрасту складывается произвольная регуляция поведения и знаковая функция сознания, т.е. возможность действовать «в уме» (пересказывать и сочинять сказки, придумывать сюжеты игр, создавать постройки и композиции по собственному замыслу и т.п.).
Теперь — о том, где учить шестилеток.Падение уровня жизни, социальные потрясения, ухудшение общедоступной медицинской помощи негативно сказываются на здоровье детей. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи РАО, у воспитанников дошкольных учреждений не отмечается роста заболеваемости, чего, к сожалению, нельзя сказать об учащихся начальной школы.
Видимо, традиции дошкольного образования и их развитие даже в трудных современных условиях обеспечивают определенный уровень охраны здоровья детей (точнее, уровень стабилизации состояния здоровья). Эти традиции не случайны, они обусловлены совокупностью медицинских и педагогических программ, обеспечивающих профилактику физического и психического здоровья дошкольников. В основании этих программ лежат фундаментальные физиологические и психолого-педагогические исследования, максимально учитывающие возрастные особенности детей, позволяющие дошкольникам безболезненно войти вмир человеческих отношений ичеловеческой культуры. Взаимодействие маленького ребенка с «большим»миром по-другому можно назвать обучением.Но обучение, как писал Л.С. Выготский, должно вести за собой развитие.
Итак, данной статьей мы начинаем разговор об очень острых и волнующих всех нас проблемах подготовки ребенка-дошкольника к школе, обучения шестилеток, преемственности дошкольного и начального школьного образования. Мы высказали свою точку зрения, которую, впрочем, разделяют многие наши коллеги. Нам важно услышать мнения как наших единомышленников, так и оппонентов по вопросу организации образовательной работы с шестилетними детьми в разных регионах России.
К вопросу о стратегии перестройки школьного образования // Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1989. С. 100.
Статьи
- Дошкольник в современном мире
Тезисы III международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (23-26 мая 2006 года в г. Казани) - Развитие метакогнитивных функций у старших дошкольников
Педагогика и психология XXI века. Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов 11 апреля 2000 г. - М, 2001 - Психологические особенности современных детей дошкольного возраста
Международная юбилейная научная конференции «Наука о детстве и современное образование», посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 года. - Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет
- К проблеме обучения шестилетних детей