И снова о шестилетках

Тип: статья
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Современная концепция очередного этапа реформирования системы образования предла­гает ввести 12-летнее школьное обучение, а это означает, что все дети пойдут в школу с шести лет и будут учиться до 18-летнего возраста.

Давайте остановимся на этом положении и попробуем обсудить два важных вопроса.

Первое.Почему именно сегодня вновь возник­ла проблема перевода шестилетних детей в школу и продления обучения в школе до 12 лет?

Второе: Какими могут оказаться последствия реализации вышесказанного?

Хотим напомнить читателям, что история этого вопроса уходит в недалекое прошлое. В начале 80-х годов XX века шла острейшая по­лемика о возможности обучения шестилетних детей в школе. Проводился широкомасштаб­ный эксперимент в рамках территорий бывше­го СССР, были созданы экспериментальные типовые программы для шестилеток. Они предполагали единый старт для детей {где бы они ни находились — в детском саду или в ну­левом классе школы), поступающих в 1 класс школы. Эксперимент прервался поспешным и необоснованным решением о переводе шестилеток в школу. Наши дошкольники оказались в школах, где в большинстве случаен для них не удалось создать благоприятных условий.Прежде всего, нарушался режим жизни, необходимый ребенку-дошкольнику, не учитывалась специ­фика форм и методов обучения шестилетних детей, не осуществлялась специальная допол­нительная подготовка кадров для работы с де­тьми этого возраста.

Известные отечественные психологи с ми­ровым именем (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) в те годы отстаивали возрастные границы дошкольного периода детства с 3 до 7 лет и резко выступали против более раннего начала школьного обучения. Они утверждали, что психофизиологические особенности шести­летнего ребенка не позволяют ему, обучаясь в условиях традиционной отечественной школы, полноценно и гармонично развиваться. «На наш взгляд, в основе возрастной организации современной школы лежит ложное представ­ление о психическом развитии как о чисто количественном процессе нарастания знаний, интеллектуальных умений, практических на­выков. При таком понимании, противореча­щем современной психологии, реорганизация образовательной системы возможна посредст­вом или увеличения сроков обучения, или со­кращения объема программного материала, или соединения того или другого; доведенные до своего логического конца, эти пути стано­вятся тупиковыми»*.

Вскоре педагогическая общественность убе­дилась в справедливости этих слов. Перевод ше­стилетних детей в школу сопровождался целым рядом негативных моментов. Игнорировались элементарные педагогические принципы, преобладало формализованное обучение, осуще­ствляемое по принципу заданного образца как для ученика, так и для учителя.

Итак, вернемся к поставленным выше во­просам, Чем вызвана сегодня необходимость перевода шестилеток в школу? Может быть, на сегодняшний день эта проблема уже проработана теоретически и подготовлена практически? Давайте разберемся.

В отечественной науке, на наш взгляд, наи­более признанной остается возрастная периоди­зация психического развития ребенка, созданная Д.Б. Элькониным. Согласно Д.Б. Эльконину, шестилетний возраст является неотъемлемой частью дошкольного периода детства.

Очевидно, нужно искать иные причины воз­вращения к вопросу о необходимости перевода шестилеток в школу. Думаем, многие согласятся с нами, что это связано с довольно сложным со­циально-экономическим положением в стране. Резкое падение рождаемости приводит к недо­укомплектованности первых классов школы, что оставляет без работы большую армию учите­лей начальных классов. Все дороже становится содержание ребенка в детском саду. Значитель­ным аргументом для многих является начало обучения детей в школе с шести, а иногда с пя­ти лет в целом ряде стран мира. Немаловажное значение имеет запрос родителей (не всегда осознанный и грамотный) на более раннее обу­чение детей. И наконец, как свидетельствуют официальные данные статистики, на сегодняш­ний день лишь 50% детей дошкольного возраста посещают детский сад, что обусловливает не только разный уровень подготовленности детей к школе, но и стремление той части родителей, дети которых не охвачены дошкольным обуче­нием, отдать их в первый класс.

Перечисленные выше причины, безусловно, необходимо учитывать при обсуждении волну­ющих нас вопросов. Не будем спорить, что воз­можности шестилетнего ребенка позволяют ему познавать окружающий мир в его многообра­зии, устанавливать причинно-следственные связи, делать логические выводы и умозаключе­ния, овладевать началами грамоты и математи­ки и пр. Однако следует правильно расставить акценты и сосредоточить внимание на том, как, чему и где учить шестилетних детей.

Отметим особую важность периода от рож­дения до семи лет в жизни человека. В это вре­мя активно развиваются общие психические процессы и качества личности, приобретаются знания и умения, необходимые каждому чело­веку. К ним относятся восприятие, мышление, речь, воображение, память, а также любозна­тельность, коммуникативность, компетент­ность в разных областях действительности. Пси­хические качестване возникают спонтанно, аразвиваются в ходе воспитания и обучения, опи­рающихся на специфически детские виды дея­тельности: игру, изобразительную деятельность,конструирование, литературно-речевую деятель­ностьи др. Ребенок в период с дошкольного до младшего школьного возраста проходит путь от детского любопытства к любознательности, а далее — к исследовательскому интересу, харак­теризующемуся целенаправленной познава­тельной деятельностью. Поэтому, говоря об об­разовании шестилетних детей, необходимо вы­строить особую, отличную от школьной, про­грамму подготовки ребенка к последующему систематическому обучению, что позволит без­болезненно перевести дошкольника на школь­ную ступень.

Имеющиеся у шестилеток возможности ум­ственного развития побуждают некоторых педа­гогов и родителей искусственно ускорять его, стремиться к усиленному формированию слож­ных форм мышления, свойственных, скорее, школьникам, не учитывая сензитивных перио­дов в развитии ребенка-дошкольника. Интен­сифицируется процесс обучения счету, чтению, письму, иностранным языкам, что приводит к чрезмерным перегрузкам и пагубно влияет на здоровье ребенка.

На самом деле, интеллектуальная готовность не предполагает наличие конкретных зна­ний и умений. Главноеразвитие у ребенка соб­ственной активной жизненной позиции,позволя­ющей гибко ориентироваться в любой ситуации и решать широкий круг самых разнообразных задач. А способствует этому специально органи­зованная работа педагога-дошкольника с деть­ми, начиная с младшего возраста. В результате такой деятельности у ребенка к старшему до­школьному возрасту складывается произволь­ная регуляция поведения и знаковая функция сознания, т.е. возможность действовать «в уме» (пересказывать и сочинять сказки, придумывать сюжеты игр, создавать постройки и композиции по собственному замыслу и т.п.).

Теперь — о том, где учить шестилеток.Паде­ние уровня жизни, социальные потрясения, ухудшение общедоступной медицинской помо­щи негативно сказываются на здоровье детей. По данным НИИ гигиены и профилактики заболе­ваний детей, подростков и молодежи РАО, у вос­питанников дошкольных учреждений не отмеча­ется роста заболеваемости, чего, к сожалению, нельзя сказать об учащихся начальной школы.

Видимо, традиции дошкольного образова­ния и их развитие даже в трудных современных условиях обеспечивают определенный уровень охраны здоровья детей (точнее, уровень стаби­лизации состояния здоровья). Эти традиции не случайны, они обусловлены совокупностью ме­дицинских и педагогических программ, обеспе­чивающих профилактику физического и психи­ческого здоровья дошкольников. В основании этих программ лежат фундаментальные физиологические и психолого-педагогические иссле­дования, максимально учитывающие возраст­ные особенности детей, позволяющие до­школьникам безболезненно войти вмир чело­веческих отношений ичеловеческой культуры. Взаимодействие маленького ребенка с «большим»миром по-другому можно назвать обучением.Но обучение, как писал Л.С. Выготский, должно ве­сти за собой развитие.

Итак, данной статьей мы начинаем разговор об очень острых и волнующих всех нас пробле­мах подготовки ребенка-дошкольника к школе, обучения шестилеток, преемственности до­школьного и начального школьного образова­ния. Мы высказали свою точку зрения, кото­рую, впрочем, разделяют многие наши коллеги. Нам важно услышать мнения как наших едино­мышленников, так и оппонентов по вопросу ор­ганизации образовательной работы с шестилет­ними детьми в разных регионах России.


 К вопросу о стратегии перестройки школьного об­разования // Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1989. С. 100.

Смотрите также:

Статьи