Детская психология
 

Развитие метакогнитивных функций у старших дошкольников

Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Наше исследование посвящено изучению возможности развития метакогнитивных функций у детей дошкольного возраста.

Под метакогнитивными функциями мы понимаем:

  • способность оценить адекватность используемой стратегии для решения конкретной задачи;
  • возможность (наличие способов) создания новых средств.

Мы исходили из того, что создание новых средств возможно в ситуации, в которой поведение не детерминированно однозначно, т.е. в ситуации неопределенности (Н.Е. Веракса).

Для того, чтобы выявить стратегии поведения детей в неопределенной ситуации, был проведен эксперимент, в ходе которого изначально непротиворечивая ситуация превращалась в противоречивую. Ребенок становился перед необходимостью выработать новую стратегию поведения.

Задания носили вербальный характер и выполнялись в форме индивидуальной беседы. Ребенку поочередно предъявлялись три картинки, по каждой из которых проводилась беседа. В структуре картинок изначально было заложено противоречие (Винни Пух лезет на дерево, а в дупле сидит Буратино; мальчик идет с шарами, а рядом сидит девочка и плачет; девочка причесывает хвост лошади). Ребенку предъявлялась картинка и закрывалась половина, вызывающая противоречие. Ребенок составлял историю, предполагая, что изображено на закрытой половине, а потом ему показывалась вся картинка, и он придумывал новую историю. Таким образом, изначально непротиворечивая ситуация превращалась в противоречивую.

В результате эксперимента было выявлено три возможных способа действия при возникновении противоречия между теми структурными отношениями, которые существовали раньше (для ребенка) и теми, которые появились в настоящее время (существуют в действительности).

  • Ребенок не "чувствует" противоположные элементы. Свой первый рассказ (изначально заданные им структурные отношения) он не соотносит с новой структурой. Фактически ребенок не улавливает связь между предшествующей и новой ситуацией. Он не отражает того, что новая структура противоречит старой.
  • Ребенок выделяет противоположные элементы, но для него они не являются элементами одной структуры. Следовательно не возникает противоречие, а существуют две отдельные структуры со своими, не связанными между собой отношениями между элементам; и поэтому не происходит развитие ситуации.
  • Ребенок не только отражает противоречивую ситуацию (понимает, что отношения, которые ему задали, изначально противоречат тому, что есть), но и пытается развить ее. Т.е. он пытается путем изменения структурных отношений сделать ситуацию не противоречивой.

Мы считаем, что в третьем случае можно говорить о наличии метакогнитивных способностей, с помощью которых для ребенка становится возможным оценить и изменить использовавшиеся средства и, тем самым, разрешить противоречивую ситуацию.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

24.07.2020

Что почитать на выходных?


23.07.2020

Исследования магистрантов МГППУ помогают работе психологических служб различных учреждений


08.07.2020 17:26:00

Новые произведения сайте ЭПБ МГППУ



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика