Развитие метакогнитивных функций у старших дошкольников

Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Наше исследование посвящено изучению возможности развития метакогнитивных функций у детей дошкольного возраста.

Под метакогнитивными функциями мы понимаем:

  • способность оценить адекватность используемой стратегии для решения конкретной задачи;
  • возможность (наличие способов) создания новых средств.

Мы исходили из того, что создание новых средств возможно в ситуации, в которой поведение не детерминированно однозначно, т.е. в ситуации неопределенности (Н.Е. Веракса).

Для того, чтобы выявить стратегии поведения детей в неопределенной ситуации, был проведен эксперимент, в ходе которого изначально непротиворечивая ситуация превращалась в противоречивую. Ребенок становился перед необходимостью выработать новую стратегию поведения.

Задания носили вербальный характер и выполнялись в форме индивидуальной беседы. Ребенку поочередно предъявлялись три картинки, по каждой из которых проводилась беседа. В структуре картинок изначально было заложено противоречие (Винни Пух лезет на дерево, а в дупле сидит Буратино; мальчик идет с шарами, а рядом сидит девочка и плачет; девочка причесывает хвост лошади). Ребенку предъявлялась картинка и закрывалась половина, вызывающая противоречие. Ребенок составлял историю, предполагая, что изображено на закрытой половине, а потом ему показывалась вся картинка, и он придумывал новую историю. Таким образом, изначально непротиворечивая ситуация превращалась в противоречивую.

В результате эксперимента было выявлено три возможных способа действия при возникновении противоречия между теми структурными отношениями, которые существовали раньше (для ребенка) и теми, которые появились в настоящее время (существуют в действительности).

  • Ребенок не "чувствует" противоположные элементы. Свой первый рассказ (изначально заданные им структурные отношения) он не соотносит с новой структурой. Фактически ребенок не улавливает связь между предшествующей и новой ситуацией. Он не отражает того, что новая структура противоречит старой.
  • Ребенок выделяет противоположные элементы, но для него они не являются элементами одной структуры. Следовательно не возникает противоречие, а существуют две отдельные структуры со своими, не связанными между собой отношениями между элементам; и поэтому не происходит развитие ситуации.
  • Ребенок не только отражает противоречивую ситуацию (понимает, что отношения, которые ему задали, изначально противоречат тому, что есть), но и пытается развить ее. Т.е. он пытается путем изменения структурных отношений сделать ситуацию не противоречивой.

Мы считаем, что в третьем случае можно говорить о наличии метакогнитивных способностей, с помощью которых для ребенка становится возможным оценить и изменить использовавшиеся средства и, тем самым, разрешить противоречивую ситуацию.

Смотрите также:

Статьи