Особенности когнитивной деятельности здоровых подростков

Автор: Козлова М.Ю. 
Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

В подростковом возрасте происходит перестройка всей познавательной деятельности, что вызывает особый интерес и дискуссии у специалистов. В процессе этой перестройки подростки нередко демонстрируют необычные, неожиданные для своего возраста результаты, проявляя известную дисгармоничность развития (Л.С.Выготский. Л.И.Божович, Д.Н Оудсхорн). Специальные работы по сравнительной оценке мышления подростков в норме и больных шизофренией, показали наличие общих черт в их познавательном развитии, в частности, общую тенденцию к снижению избирательности познавательной деятельности (Щербакова Н.П.).

Настоящее экспериментальное исследование представляет собой 1 этап сравнительного исследования специфики познавательной деятельности больных шизофренией и здоровых подростков. Сообщение  отражает результаты комплексного изучения особенностей мышления, памяти, восприятия и внимания учеников массовой школы в возрасте 14-15 лет. Использован специальный комплекс, состоящий из 8 экспериментально-психологических методик, направленных на изучение отдельного аспекта познавательной деятельности: 1. «запоминание 10 слов»; 2. «методика пиктограмм»; 3. методика «Произвольная и непроизвольная память в условиях распределения внимания» (Захарова Н.В.); 4. конструирование объекта; 5. сравнение понятий; 6. «малая предметная классификация» (Алейникова С.М., Мелешко Т.К.); 7. «идентификация формы»; 8. методика «Отыскивание чисел по таблицам Шульте».

Всего обследовано 17 учеников 9 класса средней общеобразовательной школы. Исследуемые были разделены на 2 группы по полу (8 мальчиков - М и 9 девочек - Д). Параметры обучения были примерно равными в группах М и Д.  Ниже представлены результаты по методикам (в средних показателях по группе М и Д или по % встречаемости по всей выборке).

  1. «10 Слов»: первое воспроизведение составило: у Д– 5,6 слов, у М -5,3 слова. Отсроченное воспроизведение: у Д и М -7,1 слов.
  2. Методика пиктограмм: средний показатель продуктивности  у Д – 11,44 ответов (из 18 слов), у М - 10 ответов. Рисунки, которые рисовали дети, в основном, были схематичные (70%). Расположение рисунков: горизонтально, в ряд 52% испытуемых (6 Д и 3 М),  вертикально в ряд- 35% испытуемых (3 Д и 3 М), вертикально по очереди  - 1 М и внизу страницы расположил в разброс 1 М.
  3. «Произвольная и непроизвольная память в условиях распределения внимания»: время выполнения задания у Д – 30,1 сек, у М -31,8 сек., показатель продуктивности: Д -3,4 слова, М – 3 слова; количество ошибок в цвете: Д – 1,6, М – 0,5; количество ошибок в счете у Д и М одинаково – 1,5. В целом: правильно посчитали буквы в словах только 23,5%, а точно вспомнили цвет 29% детей. По полу: у  Д - 0%  правильно назвали цвета, и  11% безошибочно подсчитали буквы в словах;  М -  62%  верно назвали цвета, без ошибок, посчитали  буквы в словах 37%.
  4. «Конструирование объекта»: коэффициент стандартности Д– 0,6, М - 0,4. Продуктивность (на 7 заданий):  Д – 4,5 ответа, М – 5,3 ответа. Стоит отметить, что 17,5% (2 Д и 1 М) испытуемых не справились с ответом на определение – белый, пушистый, холодный, скрипучий, что не совсем характерно для данной возрастной группы.
  5. «Сравнение понятий»: показатель категориальных ответов Д– 1,5 ответа (из 4-х), М – 1,6, отказы встречались одинаково часто  - по 1 ответу у Д и М.
  6. «Малая предметная классификация» со вторым этапом справились только 17,5% испытуемых: 2 М и 1 Д.
  7. Идентификации формы: количество ошибок равно  0,7 в обеих группах.
  8. «Отыскивание чисел по таблицам Шульте»: эффективность работы (ЭР) Д- 38,7, М – 39,2; степень врабатываемости (ВР) у Д и у М равна 1; психическая устойчивость (ПУ) у Д– 0,9, у М – 1.

Испытуемые обследованной выборки показали низкие результаты для своей возрастной группы по уровню опосредованного запоминания, объёма памяти, средней продуктивности мышления, произвольной и непроизвольной памяти в условиях распределения внимания. С заданиями на внимание и восприятие испытуемые справились значительно лучше и показали нормативные результаты.  Для анализа возрастных особенностей специфики познавательного развития и дальнейшего сравнительного исследования  с больными шизофренией подростками необходимо  увеличение выборки  здоровых испытуемых.

Смотрите также:

Статьи