Детская психология
 

Зрительное восприятие и особенности ЭЭГ при ситуативной и личностной тревожности

Автор: Белова А.П. 
Версия для печати

Тревога играет приспособительную роль, являясь сигналом об угрожающих изменениях во внешнем мире или в собственном организме. Однако если она выражена чрезмерно, то мешает нормальному функционированию индивида. Даже околопороговые значения уровня тревоги значительно ухудшают качество жизни человека (Mendlowicz M.V., Stain M.B., 2000). B современном обществе, с его непростым устройством и постоянно растущим темпом жизни тревога приобретает огромный вес и, к сожалению, все чаще проявляется как негативное явление. Так например, в клинической практике тревога - второй по частоте (после депрессии) психопатологический феномен (Бекетов Ю.А.,2002), средний уровень тревожности обыкновенного московского старшеклассника значительно превышает тот, который психологи получали несколько лет назад, а по некоторым данным уровень недифференцированной тревоги у молодых людей превышает аналогичный показатель для людей старшего поколения (Flint А.J., 1994). Таким образом, реальность ставит перед психологами задачу построения адекватной работы с тревожными людьми, работы, имеющей целью минимизацию и коррекцию отрицательных сторон этого явления.

Большинство психологов пришли к пониманию того, что для работы с тревожной личностью необходимо узнать, как она видит, чувствует, ощущает окружающий ее мир, что делает его таким опасным, что вызывает тревогу. Как правило, под «восприятием» понимается некая оценка, некоторый образ мира и описание вышеупомянутых особенностей часто ограничивается констатацией факта, что тревожный субъект воспринимает больший спектр жизненных ситуаций как угрожающих. Безусловно, этот пласт, пласт оценки ситуации является очень ценным и схватывает самую суть проблемы, на основе именно оценки, когнитивной обработки информации о мире строится множество техник и приемов работы с тревожностью (А. Бек). Но не менее интересным является и другой вопрос, существуют ли у тревожных людей особенности восприятия на более элементарном, собственно перцептивном уровне и если да, то каковы они, каким образом влияют на деятельность и как могут быть использованы в работе психолога? Естественно этот вопрос не мог оставить психологов равнодушными, что послужило причиной появления рада работ (Забродин Ю.М. и др., 1983, 1989; Мусина И.А., 1993, Шкуратова И.П., 1994, Бекетов Ю.А., 2002) и т.д.

Кроме восприятия окружающего мира, для понимания сущности тревожности кажется крайне важным рассмотрение внутренних, физиологических особенностей человека сопутствующих склонности к переживанию чувства тревоги. Это важно как для понимания определенных физиологических механизмов, возникающих в ответ на некоторые ситуации, так и да хотя бы примерного представления о том, насколько тревожность биологическое, насколько социальное явление; насколько она обусловлена генотипом, а насколько средой. Такие данные помогают психологу определиться в ряде вопросов, например, понять, насколько он в силах помочь тревожной личности «изжить» тревогу, а в каких случаях его главная задача помочь личности адаптироваться и использовать себе во благо некоторые индивидуальные особенности.

Проведенное нами исследование посвящено изучению особенностей зрительного восприятия и электрической активности головного мозга у высокотревожных людей по сравнению с людьми, которые по этому показателю заняли умеренную позицию. Что касается генетического аспекта, то в нашей работе он представлен не был, но данные литературы, освещающие результаты экспериментов, проведенных на животных (Свидерская Н.Е., Середин С.Б., Королькова Т.А., 2000; Храпова М.В., Попова Н.К., Августинович Д.Ф., 2001) и человеке (Еnосh M.A., Xu К, Ferro E., Harris CR, Goldman D., 2003) свидетельствуют в пользу наличия некоторой генетической предрасположенности к тревожности.

Причем у человека генетическая зависимость выражена слабее, что связывается с более сложной организацией у него переживания чувства тревоги и большей ее «социальностью».

  • В собственном исследовании использовались следующие показатели:
    Личностная тревожность, под которой понималась устойчива индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге. Определялась с использованием методики Спилберга (Шкал личностной тревожности).
  • Ситуативная тревожность, понимаемая как состояние, характернзующееся субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Определялась с помощью методики Спилберга (Шкала ситуативной тревожности).

Особенности зрительного восприятия. Была использована методика Г. Роршаха (Чернильные пятна), так как в силу неоформленности предъявляемого материала, при анализе ответов испытуемого выявить наиболее типичные для него способы восприятия, проявляющиеся и в реальной жизни (Белый Б.И., Эткинд A.M., Соколова Е.Т., Беспалько И.Г., Rorschach H., Klopfer В., Davidson H.D., Exner J.I., etc.).

Особенности электрической активности мозга. ЭЭГ записывалась в состоянии расслабленного бодрствования с использованием международной системы расстановки электродов 10-20%. Осуществлялась монополярная запись, референтные электроды располагались на мочке уха с каждой стороны. Обработка данных производилась с использованием программы «Нейрон-Спектор».

Группу испытуемых составляли студенты 3-го и 4-го курсов факультета психологии. Все методики предъявлялись в один день последовательно между 11 и 13 часами. Результаты исследования были подвергнуты статистической обработке с использованием программы компьютерной обработки SPSS 10.0.5 for Windows.

В результате проведенного корреляционного анализа удалось выявить ряд значимых корреляций.

  • A. Обнаружилась связь между уровнем ситуативной тревожности и процентом ответов на редкие и мелкие детали в тесте Роршаха, а также на белый фон (КК=0,413). Связь таких ответов с уровнем личностной тревожности тоже была положительной, но не достигала уровня значимости (КК=0,305). Эта связь, с нашей точки зрения, может объясняться как частное проявление на уровне восприятия не раз описанной в литературе (Эткинд А.М., 1982, Свидерская Н.Е., 2001) склонностью тревожных людей к чрезмерной концентрации внимания на одних деталях (в данном случае редких и мелких) при игнорировании наиболее общих и очевидных отношений (в данном случае восприятия пятна как законченного целого, отчетливо выделенного на белом фоне). Таким образом высокая сензитивность, которая позволяет детально изучить объект (или, в реальной жизни потенциально угрожающую ситуацию) свойственная тревожным людям в неблагоприятных условиях, как пишет Эткинд, «может достигаться ценой потери способности к выделению грубых, «бросающихся в глаза», но чаще всего наиболее важных черт реальности». Особенно интересно, что по нашим данным такая особенность свойственна людям с высокой ситуативной тревожностью, т.е. актуально переживающим тревогу в большей степени, чем это свойственно тревожным людям вообще (с высокой личностной тревожностью).
  • Была обнаружена значимая отрицательная корреляция между уровнем личностной тревожности и индексом альфа-ритма в затылочных (КК=-0,489) и центральных отведениях (КК=-0,399). Связь выраженности альфа-ритма с ситуативной тревожностью так же была отрицательной, но не достигла уровня статистической значимости. Эти данные могут говорить о том, что для людей с высокой личностной тревожностью характерен более высокий уровень активации.
  • Корреляции между особенностями восприятия пятен Роршаха и ЭЭГ не достигли уровня статистической значимости.

Выводы:

  1. При актуальном переживании человеком состояния тревоги были выявлены специфические особенности восприятия, которые должны учитываться педагогами и психологами при работе с тревожными взрослыми и детьми.
  2. Обнаруженная связь между личностной тревожностью и данными ЭЭГ при сопоставлении с литературными данными о генетических предпосылках тревожности позволяет предположить, что в основе этого личностного качества лежат относительно постоянные особенности функционирования ЦНС, что также непременно должно учитываться психологом.

Новости психологии

06.08.2020 14:37:00

О проблеме взросления и дистанционной поддержке людей с аутизмом


24.07.2020

Что почитать на выходных?


23.07.2020

Исследования магистрантов МГППУ помогают работе психологических служб различных учреждений



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика