Статьи

Аннотации и полнотексты статей, тезисы конференций и результаты исследований по разделам возрастной психологии и другим отраслям психологической науки и практики

Название:
Тип статьи:
Рубрика:
Иностранная:
Сортировать:
Нейробиология системы внутреннего представления
Автор:  Левик Ю.С. 
На материале публикаций последних лет рассматривается роль системы внутреннего представления в организации двигательного поведения и сенсомоторного взаимодействия. Мозг не мог бы управлять сложными пространственно ориентированными движениями, затрагивающими большое число звеньев тела, если бы ЦНС не создавала внутреннее представление об управляемом объекте, его модель. Функции системы внутреннего представления обеспечивают такие чувства, как чувство нахождения внутри собственного тела, чувство контроля своих действий, ощущение границ между «я» и «не я», и принадлежности частей тела. Внутренняя...
Нейробиологические корреляты успешности обучения
Автор:  Соколова А.Е. 
Копирование рисунка дома младшими школьниками в норме и с задержкой психического развития.
Автор:  Меликян З.А. 
В статье описывется способ количественной оценки выполнения пробы на копирование дома. Приводятся результаты выполнения данной пробы детьми в норме и с задержкой психического развития как в группах в целом, так и в подгруппах с относительной «слабостью» лево- или правополушарных функций.
Организация зрительного восприятия у младших школьников в норме и имеющих задержку психического развития с функциональной «слабостью» левого или правого полушария (тезисы)
Автор:  Меликян З.А. 
Анализ стратегии зрительного восприятия проводился по результатам выполнения проб на воспроизведение по памяти иерархических букв и фигур. Изучение организации зрительного восприятия и способности переструктурировать зрительное поле при нахождении детали изображения проводилось по результатам теста на полезависимость-поленезависимость восприятия (автор Виткин). Выполнение данных проб позволяет выявить дефицит функций как правого, так и левого полушария и таким образом дифференцировать «трудности» детей для оказания им адресной коррекционной помощи. На основании выполнения проб нейропсихологического...
Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования
Полушарные особенности зрительно-пространственной памяти у детей в норме и с задержкой психического развития
Автор:  Меликян З.А. 
Выполнение проб на зрительно-пространственную память и узнавание позволяет выявить дефицит функций как правого, так и левого полушария и дифференцировать трудности детей для оказания более адресной коррекционной помощи. Целью данного исследования явился анализ особенностей выполнения проб на зрительно-пространственную память и узнавание детьми в норме и при ЗПР в возрасте 6 – 9 лет с преимущественной функциональной несформированностью правого или левого полушария. Использованные нами параметры оценки проб позволяют выявить продуктивность запоминания, а также лево- и правополушарные особенности...
Состояние зрительно-пространственных функций у детей в норме и с задержкой психического развития.
Автор:  Меликян З.А. 
В статье описывается специфика развития психических функций и в частности зрительно-пространственных функций в норме и в условиях задержки психического развития (ЗПР). Проводится сравнение выполнения зрительно-пространственных проб детьми в норме и при ЗПР с относительной слабостью лево- или правополушарных функций.
Онтогенетическая динамика функциональной асимметрии мозга при вербальной перцепции
Автор:  Асенова И.В. 
Исследовалась возрастная динамика функциональной асимметрии мозга при дихотической вербальной перцепции (фонемной и лексической) у детей младшего школьного возраста. Полученные результаты свидетельствуют об изменении межполушарных взаимоотношений при речевой перцепции в период начального обучения грамоте, главным образом в направлении более активного включения правого полушария в реализацию этих процессов, чем обусловлен и лучший результат при выполнении когнитивных задач данного вида.
Концепция речемышления Л.С. Выготского и анализ связной речи у детей
Автор:  Ахутина Т.В. 
Нарушения восприятия 3D пространств при дисграфии у младших школьников
У детей с дисграфией обнаружены специфические особенности восприятия 3D объёмных (трёхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле. Причём, только в ближнем 3D пространстве. В "окне дефекта" расположена обратная перспектива, или так называемые "пространства Лобачевского". В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её "как видит", то есть в зеркальном отображении.
Особенности зрительно-моторной координации и трудности обучения
Автор:  Меликян З.А. 
Выполнение теста на зрительно-моторную координацию, по данным зарубежных авторов, демонстрирует высокие корреляции с академической успеваемостью и является предиктором трудностей обучения, особенно в начальной школе. Целью данного исследования являлось изучение особенностей зрительно-моторной координации у учеников первых классов (возраст 7-8 лет) массовой школы и школы для детей с ЗПР. Тест на зрительно-моторную координацию (авторы K. E. Beery, N. A. Buctenica) представляет собой набор разной сложности фигур для копирования. Нами была предложена новая система балльной оценки теста, позволяющая...
Сравнение нормативной группы с группой учеников коррекционного класса 7-8 лет
Автор:  Меликян З.А. 
Функциональная асимметрия мозга: амбидекстрия и амбицеребральность, новые тенденции
Зрительное восприятие и особенности ЭЭГ при ситуативной и личностной тревожности
Автор:  Белова А.П. 
Дифференциальная нейропсихология детского возраста
Автор:  Микадзе Ю.В. 
Представлено новое, перспективное направлеение нейропсихологии - исследование индивидуальных различий в формировании психических функций на разных этапах онтогенеза, а именно дифференциальная нейропсихология детского возраста. Ее предметом является исследование и описание типологии различий и изменений в структурных, динамических и содержательных характеристиках психических процессов в связи с разными вариантами морфофункциональной организации мозга и разными типами отклонений в этой организации у детей на разных этапах возрастного развития. Рассматриваются вопросы, связанные с особенностями методологии...
Здоровьесберегающие технологии:нейропсихологический подход
Автор:  Ахутина Т.В. 
Показана возможность использования накопленных в нейропсихологии знаний для разработки методов развивающего и оберегающего здоровье детей обучения. В связи с данными нейропсихологического анализа строения речи, письма и других высших психических функций обсуждаются дискуссионные вопросы развивающего обучения. Рассматриваются психологические механизмы трудностей обучения и раскрываются вытекающие из этого анализа требования к построению развивающего и сберегающего здоровье детей обучения.
Нейропсихология эмоций:гипотезы и факты
Автор:  Хомская Е.Д. 
Излагается нейропсихологический подход к изучению эмоций, основанный на концепции А.Р. Лурия о соотношении мозга и психики. Анализируется современное состояние проблемы "мозг и эмоции". Предлагается рабочая ("инженерная") модель эмоционально-личностной сферы, пригодная для проведения нейропсихологических исследований мозговых основ эмоций. Выдвигается гипотеза о существовании различных "эмоциональных синдромов", связанных с поражением разных мозговых структур. Приводятся результаты экспериментальных исследований, подтверждающих эту гипотезу. Дается общая характеристика...