Нарушения восприятия 3D пространств при дисграфии у младших школьников

Версия для печати
У детей с дисграфией обнаружены специфические особенности восприятия 3D объёмных (трёхмерных) пространств в виде дефектов пространства в правом и/или левом поле. Причём, только в ближнем 3D пространстве. В "окне дефекта" расположена обратная перспектива, или так называемые "пространства Лобачевского". В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её "как видит", то есть в зеркальном отображении.

Расстройства восприятия при некоторых врождённых дефектах центральной нервной системы, или психофизиологических нарушениях, вызывают специфические аномалии пространственного восприятия. Точнее, восприятие 3D объёмных (трёхмерных) пространств. Такие особенности изучались нами у детей с дисграфией, то есть, нарушениями письма в виде зеркального отображения букв, цифр, перестановки слогов и т.д.

По результатам общих психофизиологических исследований у взрослых и детей нами выявлено наличие ближнего и дальнего 3D пространств восприятия. Например, при чтении книги или при взгляде на монитор компьютера человек пользуется полем ближнего 3D пространства, которое расположено на расстоянии от 0 см и до 30-60 см от глаза. Ось наблюдения 3D пространства ближнего обзора находится относительно горизонтальной плоскости, проходящей через зрачок глаза наблюдателя, примерно, на 15° ниже. А 3D пространство дальнего обзора простирается от границ поля ближнего обзора до бесконечности, т.е. от 30-60 см до бесконечности. Ось наблюдения 3D пространства дальнего обзора находится относительно горизонтальной плоскости, проходящей через зрачок глаза наблюдателя, примерно, на 15° выше. Примеры пользования полем дальнего обзора - это наблюдение за дорогой, которую переходит ребёнок, вид доски в учебном классе и т.п. В зоне перехода от одного пространства к другому, они частично накладываются. Обычно наблюдатель не может одновременно чётко видеть объекты, расположенные в разных полях, и переключение зрения с одного поля на другое изменяет плоскость аккомодации и угол наблюдения [1]. Одним из доказательств особенностей и различий восприятия дальнего и ближнего пространств является различное восприятие монохроматического света через дифракционную решётку. В норме, в ближнем пространстве это воспринимается как дифракция Френеля, в дальнем – дифракция Фраунгофера [2].

Нами обследовано 78 детей 5,5-8,5 лет с различными вариантами дисграфии. В ближнем пространстве изучались следящие движения глаз детей за горизонтально движущимся световым зайчиком, моделирующим горизонтальные движения глаз при чтении. У детей с дисграфией в 100% случаев наблюдались патологические горизонтальные быстрые возвратно-поступательные (саккадические) движения глаз. Такие движения наблюдались в диапазоне 30є-75є вправо или влево от центральной оси взгляда, чаще 45є-75є. Причём, как правило, при патологических саккадах слева, у ребёнка отмечались зеркально перевёрнутые буквы или цифры преимущественно именно в левом поле тетради, а при саккадах справа – в правом поле тетради. Восприятие дифракционной картины у детей существенно отличалось от нормы и имело различные варианты.

В результате психофизиологической, нейропсихологической коррекции, после исчезновения саккад, по наблюдениям учителей и родителей, признаки дисграфии исчезали полностью, или временно возникали при переутомлении ребёнка.

Можно предположить, что у детей с дисграфией имеются нарушения восприятия 3D объёмных трёхмерных пространств. Причём, именно ближнего пространства. В дальнем пространстве нарушения могут, как фиксироваться, так и отсутствовать. В ближнем 3D пространстве имеется дефект в виде своеобразного "окна", в котором расположена обратная перспектива, или так называемые "пространства Лобачевского". В этих пространствах изображение бывает зеркально перевёрнутым как по вертикальной оси, так и горизонтальной. Когда у ребёнка в процессе письма буква или цифра попадают в зону дефекта, то он пишет её "как видит", то есть в зеркальном отображении.

По-видимому, обнаруженные закономерности нарушений восприятия с одной стороны расширяют наше понимание патофизиологических механизмов дисграфии у детей и могут быть одним из диагностических критериев. С другой стороны, обнаруженные патогномоничные феномены могут служить маркером эффективности психофизиологической и/или нейропсихологической коррекции.

Литература

  1. Vladimir Pugach et. all. United States Patent No: US 7,309,125. B2, Dec.18, 2007 "Method and Apparatus for Detecting Abnormalities in Spatial Perception".
  2. Пугач В.Н. с соавт. Положительное решение на патент РФ № 14-067744 от 04.05.2006 г. "Способ психофизиологической коррекции аномалий пространственного восприятия и устройство для его реализации".