Проблема обучения детей дошкольного возраста с различным профилем межполушарной асимметрии

Версия для печати

В настоящие время проблема исследования функциональных асимметрий человека и проблема поиска латеральных признаков с его индивидуально-типологическими различиями является чрезвычайно актуальной и приобретает все большее значение, поскольку она напрямую связана с запросами практики.

По данным Министерства здравоохранения РФ, среди дошкольников и младших школьников леворукие дети составляют от 7 до 10% .Мониторинг, проведенный в дошкольных учреждениях города Краснодара, выявил следующие результаты: среди детей 5-7 лет около 30 % составляют леворукие дошкольники, а у 20 % детей наблюдают способность действовать обеими руками в равной мере. Из этих данных видно, что праворукими можно считать лишь 50 % дошкольников данного возраста.

Но, к сожалению, в современной практике дошкольного образования отсутствует дифференцированный и гендерный подход к обучению учитывающий особенности межполушарной асимметрии, что зачастую становится источником стресса для детей, родителей и педагогов.

В то же время функциональные особенности леворуких детей, такие как трудности осуществления зрительно-моторных координации, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, тревожность и возбудимость, не могут не вызывать и целый ряд  затруднений процессе их обучения в общеобразовательной школе.

Известно, что главной проблемой школьной адаптации леворуких детей является трудности в обучении письму (реже - письму и чтению вместе). Результаты исследований показывают, что недостаточная специализация левого полушария, в выполнении им речевых и зрительно-пространственных функций приводит к затруднениям у данных детей в освоении школьной программы. Они выражаются в специфических множественных ошибках – оптической дисграфии при письме, чтении и оптической дислексии. У леворуких детей отмечаются нарушения почерка: тремор, неправильное начертание букв, искажение оптического и кинетического образа, пространственного расположения элементов букв, зеркальное письмо. В силу физиологической обусловленности зеркальность не только не осознается в ходе движения, но и зеркально написанный текст читается леворукими детьми без особого труда.

Не секрет, что переход к школьному обучению для многих детей является большим стрессом, так как меняется не только привычный вид деятельности с игрового на учебную деятельность, но и повышаются требования к темпам овладения знаниями, умениями, навыками, увеличиваются статические нагрузки. При этом основными  причинами дезадаптации в школе являются индивидуальные особенности развития самих учеников: дети с преобладанием правополушарной активности адаптируются к школе с большими потерями в здоровье, чем школьники с сильной нервной системой и с левополушарной доминантой. Часто эти трудности в школе у леворуких детей приводят к агрессии, отказу от активной учебной деятельности, и как следствие, к неуспеваемости. Они не могут освоить программу, и зачастую вынуждены оставаться повторно на год. Это связанно еще и с тем, что современные методики обучения рассчитаны на детей с левополушарным профилем асимметрии.

Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе отмечают, что многие трудности, с которым сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью подготовительной работы на предыдущем, дошкольном этапе.

Для дошкольного периода онтогенеза человека характерно прогрессирующее формирование уни- и бимануальных координаций различной степени сложности, отражающее возрастное развитие и функциональное становление взаимосвязей правого и левого полушарий головного мозга в организации произвольных движений. Однако уровень межполушарного взаимодействия в двигательной сфере, несмотря на активное совершенствование, и к началу обучения в школе далек от дефинитивных характеристик.

Следовательно, на современном этапе развития дошкольного образования возникает необходимость в разработке системы физических упражнений для подготовки детей к обучению в школе и регулярном ее использовании в старших группах ДОУ. При этом необходимо дифференцированное применение этих упражнений с учетом не только физического и умственного развития детей, но и особенностей межполушарной асимметрии.

Смотрите также:

Статьи