Психологическое содержание образа современного ребенка в сознании представителей современной молодежи
|
В современной науке подробно разрабатываются концепции детства на различных исторических этапах, однако наблюдается дефицит реальных психологических знаний относительно образа современного ребенка.
В нашей работе мы предприняли попытку выявить психологическое содержание образа современного ребенка, т.е. выяснение совокупности житейских и научных представлений о ребенке, социальных установок о ребенке, формирующихся в сознании представителей современной молодежи.
Опираясь на теоретические исследования концепции детства как культурно-исторического феномена в работах М. Мид, И.С. Кона, Ф. Ариеса, Л. Демоза, И.О. Кошелевой, В.Т. Кудрявцева, И.А. Мальковской, М.И. Несмеяновой, Н. Постмена, Э. Эриксона и других, была разработана схема экспериментального исследования.
Анализ существующих в современной психологии подходов к изучению детства как культурно-исторического феномена и основных тенденций в исторических трансформациях детства под влиянием макрокультурных социальных изменений общества позволил нам разработать схему экспериментального исследования, которое проводилось в 2 этапа:
- Этап пилотажного исследования.
- Этап основного исследования.
На этапе пилотажного исследования мы использовали метод экспертной оценки и метод стандартизированного интервью. Для получения первичной социально-психологической информации методом интервью был составлен вопросник. Далее была проведена экспертная оценка вопросника. Помимо этого была представлена таблица психологических характеристик, разработанная на базе опросника самооценки Т. Лири. Данная таблица также была оценена экспертами. На основе полученной информации от экспертов был составлен бланк стандартизированного интервью. Затем был проведено само интервью. Общее число респондентов 10 человек. Наиболее часто встречающиеся ответы в дальнейшем при проведении основного эксперимента легли в основу вариантов ответов в анкете.
На основе полученных данных была разработана анкета «Психологическое содержание образа современного ребенка (в возрасте от 3 до 12 лет), которая легла в основу основного эксперимента. На этапе основного исследования было проведено анкетирование в ходе, которого было опрошено 100 человек. Возраст испытуемых от 16 до 25 лет.
Статистические данные обрабатывались при помощи программы SPSS.
-
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Основная функция детей в современном обществе не экономическая, а психологическая. Родители и ребенок находятся в партнерской позиции. При этом контролирующая функция родителей снижена, а поддерживающая увеличена. Отмечается большое влияние СМИ, при этом наблюдается негативная оценка этого влияния. Респонденты отмечали, что современный ребенок чувствует себя незащищенным, хорошо владеющим техническими средствами. Ребенок активен, но в негативном ключе. Наблюдается высокая значимость общения с одной стороны, с другой стороны несформированность навыков общения. Очевидным приоритетом в воспитании является умение общаться. Большинство респондентов отмечают, что дети берут пример с родителей, а не со сверстников и героев.
В результате анализа содержания того или иного психологического качества в образе современного ребенка у представителей современной молодежи были обнаружены следующие характеристики. Ребенок обладает такими личностными чертами, как доброта, мечтательность, заинтересованность в окружающем мире, открытость, повышенная активность и эмоциональность, присутствует такая черта как стремление преувеличивать свои достижения. В социальном взаимодействии он проявляет такие черты, как общительность, ответственность, уверенность в себе, преданность в дружбе. Нормативность поведения – испытуемые считают, что правдивость в поведении современного ребенка является ситуативной. Ему не свойственна такая черта как агрессивность, хотя поведение его иногда принимает девиантные формы.
В ходе работы был проведен анализ влияния половых различий на выбор ответа респондента.
Таким образом, результатом анализа могут быть следующие выводы: образ современного ребенка у мужчин более приближен к образу ребенка в традиционном обществе, чем у женщин; мужчины более склонны обращать внимание на внешнюю сторону образа ребенка, т.е. оценивают определенную социальную роль, женщины выделяют в образе ребенка личностные характеристики.
Статьи
- Психологические особенности современных детей дошкольного возраста
Международная юбилейная научная конференции «Наука о детстве и современное образование», посвященной 100-летию со дня рождения А.В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 года. - Дошкольник в современном мире
Тезисы III международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» (23-26 мая 2006 года в г. Казани) - Социализация детей в современной русской семье
3 часть., М.,2005