Развитие взаимодействия в процессе конструктивных игр у дошкольников с нормальным и сниженным интеллектом

Автор: Сехина Е.В. 
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

В настоящее время отмечается общее усиление интереса исследователей к совместной деятельности как фактору развития индивида. В дошкольном возрасте первые виды совместности возникают в самостоятельных играх. Конструктивные игры со сверстниками занимают существенное место в ряду других видов самостоятельной деятельности детей. Раскрытие их развивающего потенциала возможно лишь при условии понимания закономерностей становления ее совместных форм на протяжении дошкольного детства.

Для изучения взаимодействия в конструктивных играх у дошкольников с нормальным и сниженным интеллектом использовался метод констатирующего эксперимента. В эксперименте участвовали 24 ребенка в возрасте от 4,5 до 5,5 лет (12 детских пар: 6 пар нормально развивающихся детей и 6 пар детей с интеллектуальной недостаточностью). Пары испытуемых создавались по взаимному согласию обоих. Положительное отношение к будущему игровому партнеру было обязательным.

В качестве экспериментального задания детям предлагалось построить для динозаврика точно такой же дом, как в образце. Весь ход эксперимента тщательно протоколировался. В протокол вносились следующие данные: заинтересованность детей самой деятельностью, характер действий обоих партнеров по совместной деятельности, все инициативные и ответные реплики играющих. Полученные экспериментальные материалы были подвергнуты качественному и количественному анализу. В результате проведенного исследования было выявлено следующее.

Все дети, участвовавшие в эксперименте, выражали большую заинтересованность предложением взрослого строить дом для динозаврика, а также сохранили этот интерес до конца выполнения задания. Надо отметить, что дети с нормальным интеллектом в процессе деятельности были гораздо активнее и эмоциональнее, нежели их сверстники со интеллектуальной недостаточностью, более ориентированы на партнера и на достижение поставленной цели.

Наблюдения за деятельностью нормально развивающихся детей показали, что в конце среднего и начале старшего дошкольного возраста процесс овладения навыками совместной деятельности со сверстником происходит интенсивно. Так, до 5 лет в их деятельности встречалось два вида совместности. Первый тип – коактивный. Это тип совместной деятельности, при котором каждый ребенок из пары выполняет или стремится выполнить задание один, не обращая внимания на действия и реплики другого. При этом дети непосредственно почти не взаимодействуют друг с другом, а возникающие взаимоотношения не опосредованы у них реальным предметным взаимодействием. Участники взаимодействия не прибегают к совместному способу выполнения задания, к координации своих действий. У них не наблюдается распределение действий для достижения совместного результата. Из трех пар детей (6 чел.) в возрасте 4,5-5,0 лет коактивный тип взаимодействия наблюдался в двух парах.

После пяти лет у детей с нормальным интеллектом коактивного взаимодействия не наблюдалось совсем. На смену ему пришел более зрелый тип взаимодействия – интерактивный, наметилась выраженная тенденция к возникновению внимания к партнеру, чувствительности к нему.

При интерактивном взаимодействии члены пар рассматривают задание как некоторое целое, состоящее из определенных частей, как результат действий участников совместной деятельности. Их коммуникативные реплики представляют собой отдельные эпизоды в процессе совместной деятельности. В этих эпизодах дети стремятся найти общие тактические ходы, использую пошаговое планирование. Осознание цели в значительной степени мотивирует их совместные усилия. Партнеры пристально следят за правильностью обоюдного выполнения этих пошаговых тактик.

В отличие от нормально развивающихся детей, их сверстники с интеллектуальной недостаточностью действовали иначе. Ни в одной паре не наблюдалось интерактивного типа взаимодействия. Но было бы неправомерно утверждать, что они сотрудничали по коактивному типу. Справедливее было бы назвать уровень их совместной деятельности докоактивным. Это объясняется следующим. При коактивном типе совместной деятельности нормально развивающиеся дошкольники демонстрируют правило очередности при выполнении задания. У детей со сниженным интеллектом стремление индивидуального выполнения задания приводит к территориальному соперничеству, отторжению партнера, борьбе за динозаврика. Инициативные реплики, как правило, не «презентируют» автора, не имеют характера сообщений, построенных по схеме «А я…». Между тем именно такое диалогическое взаимодействие рассматривается как показатель каоктивной совместности.

Экспериментальные материалы показали, что в структуре психокоррекционной работы с детьми со сниженным интеллектом должно быть выделено специальное содержание, направленное на формирование у них навыков совместной деятельности.

Смотрите также:

Статьи