Особенности материальных желаний в мотивационно-потребностной сфере первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению

Ключевые слова:  готовность к школе 
Версия для печати

Целью работы было выявление особенностей материальных желаний первоклассников, готовых и не готовых к школьному обучению. Психологическую готовность к школьному обучению мы понимаем как «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников».

Для выявления уровня психологической готовности первоклассников  к школьному обучению мы использовали диагностическую программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению, разработанную Н.И. Гуткиной. Для исследования мотивационно-потребностной сферы детей (в данном случае сферы материальных желаний)  использовалась  методика «Волшебник». Суть методики заключается в том, что ребенок может попросить у волшебника исполнения трех своих желаний. Методика проводилась индивидуально с каждым учеником. 

Исследование проводилось в два этапа: в начале учебного года (определение психологической готовности к школьному обучению) и в середине второго учебного полугодия (методика «Волшебник») в нескольких московских общеобразовательных школах. Испытуемыми были учащиеся первых классов, в общей сложности 228 первоклассников.
По параметру психологическая готовность к школе были выделены две группы испытуемых: готовые к школе (60 человек) и не готовые к школе (65человек).

По методике «Волшебник» готовые к школе дети всего загадали 173 желания, не готовые к школе – 182 желания.
Для анализа желаний был применен метод экспертных оценок, в результате которого были получены четыре большие содержательные группы: 1) пожелания для себя материального характера; 2) пожелания для себя нематериального характера; 3) пожелания благополучия другим; 4) абстрактные желания. 

Для статистической обработки данных использовался t-критерий Стьюдента для процентов.
В этой работе мы рассмотрим первую группу желаний, т.е. пожелания  для себя материального характера. В ней выделились следующие подгруппы:  «игрушка в подарок», «желание иметь компьютерные игры», «пожелание собственного материального благополучия», «книги», «принадлежности для хобби и спорта», «сладости», «желания поездки куда-либо» и т.п.;

В целом, дети не готовые к школьному обучению, чаще предпочитали загадывать желания материального характера, чем их готовые к школе сверстники - 35% (63 желания) от всех желаний, загаданных не готовыми к школе детьми. При этом, у готовых к школе первоклассников подобных желаний было 12% (21 желание) от всех загаданных желаний готовыми к школе учениками. Различия достоверны на 0,1% уровне значимости.

Основные различия проявились между готовыми и не готовыми к школе детьми по группе желаний, связанных с игрушками.У детей не готовых к школе на игрушки и компьютерные игры приходится 17% от общего числа ответов (31 желание из 182). Количество готовых к школе детей, попросивших у волшебника игрушки, значимо меньше - всего 4% от всех их ответов (7 желаний из 173). Различия достоверны на 0,1% уровне значимости.

В частности интересно, что количество детей, пожелавших получить в подарок именно компьютерные игры, также выше среди не готовых к школе учеников –  7% (13 желаний) от всех желаний не готовых к школьному обучению ребят, и только 1% (2 желания) среди детей, готовых к школе. Различия достоверны на 1% уровне значимости.

Приведем некоторые характерные ответы не готовых к школе детей: «Много игрушек, каких захочу!», «хочу робота», «лошадку игрушечную с гривой», «хочу компьютер – играть и уроки на нем делать…», «хочу стрелялки для компьютера» и пр.

Не обнаружено статистически значимых отличий между группой готовых и не готовых к школе детей в количестве желаний относящихся к остальным подгруппам: «пожелание собственного материального благополучия», «принадлежности для спорта и хобби», «желание получить сладости», «книги», или какие-то «конкретные вещи» (джинсы, туфли и пр.). При этом, следует отметить, что общее количество загаданных желаний по каждой из перечисленных подгрупп у не готовых к школе первоклассников превышает количество аналогичных желаний, загаданных готовыми к школе учениками, что обеспечило статистически значимые различия на уровне 0,1% по группе «материальные желания» в целом.

По результатам исследования можно сделать вывод, что есть значимые различия в мотивационно-потребностной сфере готовых и не готовых к школьному обучению детей. В группе не готовых к школе детей преобладают желания материального характера, большое количество которых  связано с игрушками и  игровой деятельностью, что свидетельствует о выраженной потребности в игре.

Смотрите также:

Статьи