Развитие положительной самооценки у подростков 13-15 лет под влиянием тренинга творческого выражения эмоций
|
Актуальность проблемы: В настоящее время в семье и школе все внимание взрослых уделяется интеллектуальной сфере подростка и поощряется ее развитие, в то время как эмоциональный компонент в жизни подростка часто либо остается совсем без внимания взрослых, либо же носит только негативную окраску. В современном обществе культивируется образ «железного» человека, контролирующего свои эмоции, не позволяющего дать себе слабину.
Подростку очень важно быть в контакте с самим собой, чувствовать себя, принимать свои эмоции и научиться адекватно их выражать.
Разработка тренинга творческого выражения эмоций для подростков была продиктована актуальностью проблемы подавления эмоций у подростков.
Цель исследования: Установить степень влияния тренинга творческого выражения эмоций на повышение самооценки подростков 13-15 лет.
Предмет исследования: подростки 13-15 лет.
Объект исследования: эмоциональная сфера и уровень самооценки у подростков 13-15 лет.
Гипотеза: Свободное, творческое выражение эмоций в процессе тренинга оказывает положительное влияние на уровень самооценки у подростков.
Задачи:
-
Выявление исходного уровня самооценки у подростков.
-
Разработка и проведение тренинга творческого выражения эмоций для подростков.
-
Выявления уровня самооценки после проведения тренинга.
-
Анализ полученных данных.
Выборка: группа школьников 8-9 классов средней общеобразовательной школы № 142 13-15 лет. Размер группы от 6 до 15 человек.
В исследовании (до и после тренинговая диагностика) используются методики:
-
Методика Дембо - Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Данная методика основывается на непосредственном оценивании (шкалировании) подростками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.п. Методика позволяет выделить настоящий уровень самооценки и уровень притязаний.
-
Семантический дифференциал Осгуда. Для прослеживания динамики самооценки (но не ее уровня) используется данная методика в 16-ти шкальной интерпретации.
Подросткам предлагается оценить свое Я-реальное и Я-идеальное по 16 пунктам, включающим в себя полярные качества. Особенности развития эмоциональной сферы у подростков. По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». В связи с быстрым развитием для подростков характерны сосудистого и мышечного тонуса, которые в свою очередь вызывают быструю смену не только физического состояния, но и настроения. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Также в подростковом возрасте на, службу бурной эмоциональной жизни встает воображение подростка, в своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и чувства. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме.
Особенности развития самооценки в подростковом возрасте. В начале периода полового созревания подростки начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, физическое развитие, двигательные навыки, интеллектуальные способности и социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников и идеальных героев. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, под влиянием семьи и сверстников.
Авторский тренинг творческого выражения эмоций направлен на проживание, прочувствование своих эмоций подростками и выражение их в рисунках, воображаемых образах, глиняных скульптурах, вербальной импровизации.
Также в тренинге проводятся дискуссии на тему «правильности и неправильности» различных чувств и адекватности их выражения. В программе проводится усиленная работа с чувствами страха, гнева, одиночества и радости.
Программа тренинга рассчитана на 5 астрономических часов с перерывом 30 минут.
Предполагается, что принятие и безоценочное проживание своих чувств повлияет на самовосприятие подростков и повысит их самооценку.
Статьи
- Влияние образа родителей на формирование уровня творчества детей
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Герой-взрослый - один из факторов развития личности в старшем подростковом возрасте
М., 2003 - Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения
Москва: НПО «Психотехника», 1993. С. 132-140. - Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков
Народное образование, №2, 2001 г