Психологические особенности социализации выпускников закрытых учебно-воспитательных учреждений

Автор: Брекина О.В. 
Версия для печати

Целью данного исследования было изучение особенностей социализации воспитанников закрытых и относительно закрытых учебно-воспитательных учреждений и тех факторов, которые определяют специфику протекания данного процесса у этой группы подростков.

Проблема социализации является для таких подростков одной из основных, и ее решение во многом определяет их дальнейший жизненный путь. При этом можно выделить две группы трудностей, возникающих перед ними:

  • социально-инструментальные, связанные с формированием определенных социальных навыков, прежде всего с умением конструктивно общаться с разными группами людей и в разных ролевых позициях;
  • собственно психологические, заключающиеся в формировании адекватной Я-концепции и внутренней позиции, что позволит определить наиболее приемлемые сферы самореализации и обеспечит удовлетворение своим статусным местом в системе межличностных отношений.

Материалы, полученные в процессе экспериментального исследования, показали, что, в отличие от других подростков, для учащихся закрытых учебных заведений наибольшую сложность представляет не столько мотивационный аспект социализации, сколько когнитивный и поведенческий, то есть отсутствие коммуникативной и интерактивной компетентности. Общим же является необходимость развития рефлексии, помогающей выстроить адекватное представление о себе, позволяющее прогнозировать и формировать жизненный путь и стиль общения с окружающими.