Психологические особенности социализации выпускников закрытых учебно-воспитательных учреждений
|
Целью данного исследования было изучение особенностей социализации воспитанников закрытых и относительно закрытых учебно-воспитательных учреждений и тех факторов, которые определяют специфику протекания данного процесса у этой группы подростков.
Проблема социализации является для таких подростков одной из основных, и ее решение во многом определяет их дальнейший жизненный путь. При этом можно выделить две группы трудностей, возникающих перед ними:
-
социально-инструментальные, связанные с формированием определенных социальных навыков, прежде всего с умением конструктивно общаться с разными группами людей и в разных ролевых позициях;
-
собственно психологические, заключающиеся в формировании адекватной Я-концепции и внутренней позиции, что позволит определить наиболее приемлемые сферы самореализации и обеспечит удовлетворение своим статусным местом в системе межличностных отношений.
Материалы, полученные в процессе экспериментального исследования, показали, что, в отличие от других подростков, для учащихся закрытых учебных заведений наибольшую сложность представляет не столько мотивационный аспект социализации, сколько когнитивный и поведенческий, то есть отсутствие коммуникативной и интерактивной компетентности. Общим же является необходимость развития рефлексии, помогающей выстроить адекватное представление о себе, позволяющее прогнозировать и формировать жизненный путь и стиль общения с окружающими.
Статьи
- Социально-психологический статус семей воспитанников социального приюта
3 часть. - М., 2005. - 560 с. - Образ отца в восприятии воспитанников детского дома
3 часть, М., 2005. - 560 с.