Детская психология
 

Результаты экспериментального исследования на тему «Полоролевое самосознание мальчиков-подростков, воспитывающихся в семьях разного типа»

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Подростковый возраст оказывает решающее влияние на развитие и закрепление чувства ролевой идентичности. Семья формирует образ полоролевого самовосприятия, задавая поведение через отношения родителей и детей, что способствует становлению у подростков эталонов маскулинности и феминности, а также адекватному восприятию представителей противоположного пола.

Целью исследования было изучение особенностей становления полоролевого самосознания мальчиков-подростков и характеристика влияния структуры семьи на его формирование.
В эксперименте принимали участие 60 мальчиков-подростков 13-14 лет из семей полных, неполных и разведенных (мальчикам 10-12 лет на момент развода).

Исследуя психологический пол мальчиков-подростков из разных семей, выявлено и подтверждено статистически, что мальчики из полных семей более маскулинны, чем их сверстники, проживающие с матерями.

Определяя, на какие социальные роли ориентируются подростки в ходе становления полоролевого самосознания, сравнивали уровень идентификации подростком себя с родителями, взрослыми и сверстниками обоего пола. Подростки из полных и разведенных семей идентифицируют себя со сверстниками своего пола, тогда как мальчики из неполных семей в большей мере ориентированы на феминные категории (мать и большинство женщин).

Рассматривая самоотношение подростков по фактору силы и сопоставляя эти показатели с уровнем маскулинности, выявлено, что при общей для всех подростков мужской ориентации мальчики из полных семей более маскулинны, чем их сверстники. А подростки из неполных семей более маскулинны, чем представители разведенных семей. Мальчики из неполных семей адаптированы к социальным ожиданиям и сознательно гипертрофируют собственную маскулинность. У подростков же из разведенных семей возможны противоречия между личностным пониманием своей половой идентичности и общественными запросами.

Уровень маскулинности мальчика-подростка влияет на восприятие родительских поступков. Маскулинные подростки позитивно воспринимают поступки отцов и критически относятся к поведению матерей, феминные же мальчики положительно оценивают материнское воспитание, а к поступкам отцов относятся предвзято.

Таким образом, в ходе исследования и анализа результатов получены доказательства объективного влияния типа семьи, в которой проживает подросток, на ход формирования его полоролевого самосознания. Мальчики из полных семей более маскулинны, чем их сверстники из неполных и разведенных семей. Подростки, воспитанные матерью, перенимают личностные качества и стиль поведения, характерные для феминной среды, но они нередко гипертрофируют собственную маскулинность в соответствии с социальными ожиданиями. Факт развода накладывает отпечаток на полоролевое самосознание подростков, проживающих в таких семьях. В частности, на формирование эталона маскулинности, на отношение к родителям. Но, аспекты полоролевого самосознания, сформированные на предыдущих этапах становления по большей мере сохранны. Это проявляется в достаточно высоком уровне сформированности маскулинных личностных качеств и идентификации себя с маскулинными социальными ролями.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

19.02.2021

Третья встреча проекта «Психолог-и-Я. Живые истории»: Николай Николаевич Нечаев


29.01.2021

Что почитать?


22.01.2021

«Школа общественного действия» приглашает волонтеров помогать детям из Центральной клинической психиатрической больницы



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика