Особенности подростковой тревожности
|
Самооценка личности - тема, которая издавна привлекает внимание учёных: педагогов и психологов. Проблема адекватности самооценки человека - одна из центральных в изучении его сознания, личности, деятельности. В настоящее время, время резких геополитических, общественно-экономических и научно-технических перемен, связанных с ними острых стрессов, увеличения риска социогенных и техногенных катастроф - проблема развития адекватной самооценки личности приобретает всё более значимый характер. Неадекватная заниженная или завышенная самооценка, нередко оборачивается против самого индивида, проявляясь в таких качествах, которые не способствуют продуктивному развитию личности (подозрительность, мнительность, высокомерие, агрессия, неуверенность, тревожность). Неадекватная самооценка - фактор, крайне негативно влияющий на развитие личности. Её влияние на судьбу человека может проявляться: в не сложившейся карьере, не счастливой семейной жизни, в проблемах общения, может способствовать развитию депрессии, толкать человека на попытки осуществления совершенно не реалистичных замыслов и проектов, что, естественно, приводит к неуспеху и может приводить человека к суициду. Поэтому очень важно изучать развитие самооценки личности-подростка и по возможности вовремя корректировать её в случае, если она завышена или занижена.
Одним из наиболее эффективных методов формирования адекватной самооценки может служить специально организованный психологический тренинг.
В ходе тренинга подросток обучается полноценной рефлексии себя и своих поступков, учится адекватно и гармонично реализовывать себя во взаимоотношениях со сверстниками.
Для того, чтобы оценить эффективность тренинга была проведена диагностика самооценки подростков перед началом работы и после ее завершения.
Измеряя самооценку старшеклассников, мы опирались на 2 методики «Исследование самооценки по методике Дембо - Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан» и «Изучение самооценки личности подростка по методу А. М. Прихожан»
В нашей работе основным диагностируемым тестом является тест А. М. Прихожан, в случае спорных моментов в качестве подтверждения мы будем обращается к тесту Дембо-Рубинштейн.
Социально-психологический тренинг рассчитан на подростков с высокой адекватной и завышенной самооценкой. Основная его цель заключалась в том, чтобы повысить адекватность самооценки и развить навыки рефлексии.
Цикл тренинговых занятий включает 4 занятия по 1. 30 м.
После серии занятий была проведена повторная диагностика участников тренинга с тем, чтобы увидеть произошли ли изменения самооценки в сторону ее гармонизации.
В ходе повторной диагностики были сделаны выводы о том, что количество детей с завышенной самооценкой снизилось на 75%, от количества, фиксируемого в начале тренинга, в то же время на эту же величину возросло количества детей с адекватной самооценкой.
В заключении можно сказать, что коррекционные тренинговые занятия, способствуя изменению представлений участников о себе, не навсегда определяют самооценку личности. Без поддержки и развития самооценка скорее всего через некоторое время изменится до того уровня, где и была сначала. Это происходит из-за кратковременности тренинговых занятий (всего один месяц) и из-за влияния окружающей среды (школы и родителей), которые всегда способствуют формированию адекватной самооценки. Поэтому мы рекомендуем проводить серии занятий в течении всего учебного года с постоянным замером уровня самооценки, даже если они не посвящены развитию самооценки прямо и по возможности работать с детьми индивидуально.
Статьи
- Соотношение школьной тревожности и внутренней позиции школьника при различной организации учебно-воспитательного процесса
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Роль семьи в развитии детской тревожности: психосоматический аспект
3 часть, М., 2005. - 560 с.