Соотношение школьной тревожности и внутренней позиции школьника при различной организации учебно-воспитательного процесса
|
На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие адаптации ребенка к школе проявляется, прежде всего, в высокой тревожности. Школьная тревожность является одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Если для дошкольников и младших школьников основными источниками тревожности является семья, то для подростков и старшеклассников такая роль значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы. Существенно, что, становясь школьником и переходя от одного этапа школьной жизни к другому, ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации школы. На основе сформировавшихся у него личностных качеств и возникших в предшествующем возрасте потребностей, он, так или иначе, преломляет воздействие школы и (сознательно и неосознанно) занимает по отношению к ней внутреннюю позицию. Л.И. Божович ввела в психологию понятие «внутренняя позиция», под которой подразумевала совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Внутренняя позиция имеет яркое возрастное своеобразие. Имеются исследования, непосредственно посвященные предпосылкам возникновения внутренней позиции школьника у детей от 4 до 7 лет и ее динамике во время обучения в начальной школе (Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, Т.А. Нежнова, Л.Г. Бортникова). Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Переход из начальной школы в среднее звено считается одной из наиболее сложных проблем, а адаптация в пятом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Для успешного преодоления этой потенциальной проблемной ситуации пятиклассник должен обладать рядом психологических качеств, которые позволят ему безболезненно адаптироваться к новым условиям учебной деятельности. К их числу, без сомнения, относится новая личностная позиция по отношению к школе (внутренняя позиция учащегося средней школы). Старая позиция, с которой он вошел в школьную жизнь, которая определяла не только его отношение к обучению, но и всю систему его отношений к действительности, сначала расшатывается, а затем к концу младшего школьного возраста и вовсе перестает определять его психическую жизнь и его поведение. В связи с обучением, взрослением, накоплением жизненного опыта у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более \"взрослую\" позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в повседневной школьной жизни. Мы предполагаем, что имеются существенные различия в особенностях внутренней позиции у младших подростков с обычным и с высоким уровнем школьной тревожности. Мы в своей работе хотим изучить соотношение школьной тревожности и внутренней позиции школьника в младшем подростковом возрасте. Для изучения этого соотношения необходимо, прежде всего, изучить социальную ситуацию развития, в которой находится ребенок. На наш взгляд, наибольший интерес представляло бы исследование в школах, альтернативных по параметрам:
- Преемственности между начальной и средней школой или набором детей из разных начальных школ в пятые классы;
- Инновационное или традиционное содержание обучения. Такое исследование позволяет не только изучить социальную ситуацию развития школьников в альтернативных образовательных учреждениях, но и глубже понять развитие личности школьника при переходе из начальной школы в среднюю.
Смотрите также:
Статьи
Статьи
- Развитие самооценки у младших школьников при различных системах оценивания
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников
Вопросы психологии №5. 1998 Стр.69-8 - Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности
Вопросы психологии, 2004, №1.