Поведение и переживания младших подростков в связи с конфликтной ситуацией в семье

Автор: Саперова С.А. 
Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Кризисные процессы, происходящие в обществе, порождают социальную дезадаптацию подростков - рост беспризорности, социальной и педагогической запущенности, увеличение числа агрессивных детей, рост их девиантного поведения.

Важнейшей проблемой в настоящее время, и, по сути, - проблемой настоящего исследования, является нахождение новых форм психологического воздействия, решающих задачи не только активации процесса воспитания подростков и нормализации психологического климата в семье, но и позволяющие анализировать причины нарушений и намечать способы их коррекции. Решение этих задач возможно только при опоре на знание закономерностей психического развития подростка, особенностей прохождения им возрастных этапов, а также индивидуальных особенностей семьи в целом. В связи с этим чрезвычайно важной является проблема поиска форм оказания эффективной психологической помощи семьям, переживающим кризисную ситуацию. Теоретико-методологической основой исследования стали работы Э.М. Александровской, М.М. Безруких, Н.П. Вайзмана, Н.В. Вострокнутова, Г.Ф. Кумариной, Н.Г. Лускановой, А.И. Коробейникова, Г.В. Бурменской, В.И. Лубовского, В.М. Слуцкого, И.А.Мещеряковой и др.

Мы исходили из того, что важнейшей причиной массовых внутрисемейных проблем является распад и искажение связей взрослых и подростков в процессе воспитания и обучения последних, что связано с потерей взрослыми идеологических и ценностных ориентаций и смысла контакта с подростками. Разрыв контакта приводит к тому, что взрослые (в первую очередь родители) выдвигают к подростку неадекватные требования, не соответствующие его возможностям, а сами подростки, будучи не в состоянии выполнить эти требования, встают в защитную позицию, демонстрируя протест в активной или пассивной форме. В результате у подростка возникают трудности в психоэмоциональной сфере, снижается его мотивация, фиксируется дезадаптивная роль. Однако родители, да и иногда учителя, не понимая истинных причин дезадаптации подростка, не только не могут оказать ему необходимой помощи, но лишь усугубляют ситуацию. Заметим, что это происходит как в случае неадекватных требований к ребенку, так и при попустительской позиции взрослого во взаимодействии с ребенком. В результате социальная система "ребенок - значимые взрослые" попадает в замкнутый круг дезадаптации, когда ее члены не только воспроизводят и поддерживают дезадаптивное поведение, но и сопротивляются любым попыткам извне изменить это положение. Мы считаем, что в современных условиях для вывода этой системы из замкнутого круга необходима организация комплексного психологического воздействия, направленного, в первую очередь, на восстановление контакта ее членов и обеспечение их конструктивного взаимодействия. Мы стремились оказать родителями такую помощь, которая в свою очередь сделает возможным оказание ими адекватной помощи своим детям. По нашему мнению, это поможет разомкнуть круг дезадаптации и вернуть систему к позитивному развитию.

Для диагностики поведения и переживания подростков в семейном конфликте было необходимо выявить структуру проблемного поля подростка, для чего был использован опросник «Мир переживаний», разработанный И.А. Мещеряковой, и тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). Обследовано 7 полных семей (родители, подросток) и 3 неполные (мать, подросток); возраст обследуемых подростков - 11,5-14, родителей - 32-45 лет.

При сопоставлении проблемного поля подростка и стиля родительского отношения, а также жалоб родителей при обращении к психологу на проявления агрессивности, конфликтности, неуверенности в себе, несформированности мотивационной и эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми, был выявлен, на наш взгляд, ряд интересных фактов. Во - первых, индивидуальность подростков, проявляющаяся в составе его проблемного поля, в определенной степени связана со стилем родительского отношения, в частности, при наличии превалирующего недоброжелательного или агрессивного отношения у подростков, как правило, в поле проблемной зоны попадают и отношения с родителями. Очевидно, вследствие искаженного представления о проблемах своего ребенка, у исследованных родителей (в целом любящих и заботливых) происходит ориентация на удовлетворение, в основном, материальных запросов подростка и игнорирование целого ряда острых проблем детей – в первую очередь касающихся восприятия окружающего мира, а также проблем и кризисов в связи со становлением Духовного Я.

Мы разработали и апробировали частные варианты системы помощи для каждой семьи, обратившейся за консультацией, также разработали и апробировали общую коррекционную программу (тренинг – марафон для подростковой, родительской и в дальнейшем смешанной группы). Полученные данные позволяют оптимистично оценивать результаты применения этой программы в контексте нормализации ситуации конфликтного взаимодействия между подростками и родителями и гармонизации психического состояния самого подростка.

Смотрите также:

Статьи