Детская психология
 

Поведение и переживания младших подростков в связи с конфликтной ситуацией в семье

Автор: Саперова С.А. 
Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Кризисные процессы, происходящие в обществе, порождают социальную дезадаптацию подростков - рост беспризорности, социальной и педагогической запущенности, увеличение числа агрессивных детей, рост их девиантного поведения.

Важнейшей проблемой в настоящее время, и, по сути, - проблемой настоящего исследования, является нахождение новых форм психологического воздействия, решающих задачи не только активации процесса воспитания подростков и нормализации психологического климата в семье, но и позволяющие анализировать причины нарушений и намечать способы их коррекции. Решение этих задач возможно только при опоре на знание закономерностей психического развития подростка, особенностей прохождения им возрастных этапов, а также индивидуальных особенностей семьи в целом. В связи с этим чрезвычайно важной является проблема поиска форм оказания эффективной психологической помощи семьям, переживающим кризисную ситуацию. Теоретико-методологической основой исследования стали работы Э.М. Александровской, М.М. Безруких, Н.П. Вайзмана, Н.В. Вострокнутова, Г.Ф. Кумариной, Н.Г. Лускановой, А.И. Коробейникова, Г.В. Бурменской, В.И. Лубовского, В.М. Слуцкого, И.А.Мещеряковой и др.

Мы исходили из того, что важнейшей причиной массовых внутрисемейных проблем является распад и искажение связей взрослых и подростков в процессе воспитания и обучения последних, что связано с потерей взрослыми идеологических и ценностных ориентаций и смысла контакта с подростками. Разрыв контакта приводит к тому, что взрослые (в первую очередь родители) выдвигают к подростку неадекватные требования, не соответствующие его возможностям, а сами подростки, будучи не в состоянии выполнить эти требования, встают в защитную позицию, демонстрируя протест в активной или пассивной форме. В результате у подростка возникают трудности в психоэмоциональной сфере, снижается его мотивация, фиксируется дезадаптивная роль. Однако родители, да и иногда учителя, не понимая истинных причин дезадаптации подростка, не только не могут оказать ему необходимой помощи, но лишь усугубляют ситуацию. Заметим, что это происходит как в случае неадекватных требований к ребенку, так и при попустительской позиции взрослого во взаимодействии с ребенком. В результате социальная система "ребенок - значимые взрослые" попадает в замкнутый круг дезадаптации, когда ее члены не только воспроизводят и поддерживают дезадаптивное поведение, но и сопротивляются любым попыткам извне изменить это положение. Мы считаем, что в современных условиях для вывода этой системы из замкнутого круга необходима организация комплексного психологического воздействия, направленного, в первую очередь, на восстановление контакта ее членов и обеспечение их конструктивного взаимодействия. Мы стремились оказать родителями такую помощь, которая в свою очередь сделает возможным оказание ими адекватной помощи своим детям. По нашему мнению, это поможет разомкнуть круг дезадаптации и вернуть систему к позитивному развитию.

Для диагностики поведения и переживания подростков в семейном конфликте было необходимо выявить структуру проблемного поля подростка, для чего был использован опросник «Мир переживаний», разработанный И.А. Мещеряковой, и тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). Обследовано 7 полных семей (родители, подросток) и 3 неполные (мать, подросток); возраст обследуемых подростков - 11,5-14, родителей - 32-45 лет.

При сопоставлении проблемного поля подростка и стиля родительского отношения, а также жалоб родителей при обращении к психологу на проявления агрессивности, конфликтности, неуверенности в себе, несформированности мотивационной и эмоциональной сферы, трудности в общении с детьми, был выявлен, на наш взгляд, ряд интересных фактов. Во - первых, индивидуальность подростков, проявляющаяся в составе его проблемного поля, в определенной степени связана со стилем родительского отношения, в частности, при наличии превалирующего недоброжелательного или агрессивного отношения у подростков, как правило, в поле проблемной зоны попадают и отношения с родителями. Очевидно, вследствие искаженного представления о проблемах своего ребенка, у исследованных родителей (в целом любящих и заботливых) происходит ориентация на удовлетворение, в основном, материальных запросов подростка и игнорирование целого ряда острых проблем детей – в первую очередь касающихся восприятия окружающего мира, а также проблем и кризисов в связи со становлением Духовного Я.

Мы разработали и апробировали частные варианты системы помощи для каждой семьи, обратившейся за консультацией, также разработали и апробировали общую коррекционную программу (тренинг – марафон для подростковой, родительской и в дальнейшем смешанной группы). Полученные данные позволяют оптимистично оценивать результаты применения этой программы в контексте нормализации ситуации конфликтного взаимодействия между подростками и родителями и гармонизации психического состояния самого подростка.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

17.10.2021

День отца впервые отмечают в России


12.10.2021 12:32:00

Открылся телефон бесплатной психологической помощи для родителей


12.10.2021

||| Конгресс "Психическое здоровье человека XXI века"



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика