Детская психология
 

Динамика родительских установок по мере взросления ребенка

Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Установки родителей по отношению к детям дошкольного возраста во многом определяются преобладающим стилем семейного воспитания. Детерминация родительских установок связана с возрастными особенностями детей данного возраста, а также проявлениями кризиса данного возраста (кризис 1 года, 3 лет и 6 лет). Немалую роль в формировании родительских установок играют и семейные традиции. Отцы и матери часто воспроизводят стиль воспитания, свойственный их родителям.

Характерологические особенности родителей также являются одной из существенных детерминант родительского отношения к ребенку.

А. Адлер описал тип тревожной матери, устанавливающей с ребенком симбиотические отношения, опекающей и защищающей его, и тем самым парализующей собственную активность и самостоятельность ребенка.

По мнению Э.Г. Эйдемиллера, акцентуации характера и психопатии родителей нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании [1].

А.И. Захаров отмечает, что излишне маскулинная мать и феминный отец предоставляют ребенку искаженные образцы для идентификации и усвоения социальных образов поведения [2].
В нашем исследовании изучались особенности отношения родителей к детям 2,5-3 года, 3,5-4 года, 4,5-5 лет, 5,5-6 лет.

Для 1 -и возрастной группы характерно преобладание гиперпротекции и недостаточность требований-запретов к ребенку.

Для 2-й группы характерна недостаточность требований-обязанностей по отношению к ребенку.

Для 3-й возрастной группы характерна минимальность санкций со стороны одних родителей, а также чрезмерность требований со стороны других.

В 4-й возрастной группе преобладало некритическое отношение к ребенку, минимальность санкций.

Полученные результаты позволяют делать вывод о том, что родительские установки изменяются с возрастом детей и обусловлены, как характерологическими особенностями самих родителей, так и возрастными особенностями детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — М., 1996. 228 с.
  2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб., 2000. 448 с.
Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

24.12.2021

Объявлена дата I Международной конференции Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике


16.12.2021

О воспитании ребёнка с РАС в подкасте «Vasia in Space»


10.12.2021

Скиллы будущего: БФ «Система» рассказал об изменениях на рынке образования



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2022 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2022 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика