Динамика родительских установок по мере взросления ребенка

Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Установки родителей по отношению к детям дошкольного возраста во многом определяются преобладающим стилем семейного воспитания. Детерминация родительских установок связана с возрастными особенностями детей данного возраста, а также проявлениями кризиса данного возраста (кризис 1 года, 3 лет и 6 лет). Немалую роль в формировании родительских установок играют и семейные традиции. Отцы и матери часто воспроизводят стиль воспитания, свойственный их родителям.

Характерологические особенности родителей также являются одной из существенных детерминант родительского отношения к ребенку.

А. Адлер описал тип тревожной матери, устанавливающей с ребенком симбиотические отношения, опекающей и защищающей его, и тем самым парализующей собственную активность и самостоятельность ребенка.

По мнению Э.Г. Эйдемиллера, акцентуации характера и психопатии родителей нередко предопределяют определенные нарушения в воспитании [1].

А.И. Захаров отмечает, что излишне маскулинная мать и феминный отец предоставляют ребенку искаженные образцы для идентификации и усвоения социальных образов поведения [2].
В нашем исследовании изучались особенности отношения родителей к детям 2,5-3 года, 3,5-4 года, 4,5-5 лет, 5,5-6 лет.

Для 1 -и возрастной группы характерно преобладание гиперпротекции и недостаточность требований-запретов к ребенку.

Для 2-й группы характерна недостаточность требований-обязанностей по отношению к ребенку.

Для 3-й возрастной группы характерна минимальность санкций со стороны одних родителей, а также чрезмерность требований со стороны других.

В 4-й возрастной группе преобладало некритическое отношение к ребенку, минимальность санкций.

Полученные результаты позволяют делать вывод о том, что родительские установки изменяются с возрастом детей и обусловлены, как характерологическими особенностями самих родителей, так и возрастными особенностями детей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. — М., 1996. 228 с.
  2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПб., 2000. 448 с.
Смотрите также:

Статьи