Проблемы родительско-детских отношений
|
Почему взаимное влияние взрослых на детей и детей на взрослых не так благотворно как нам хотелось бы? Почему общение и взаимодействие с детьми чаще переживается как работа, выполнение обязанности, а не как творческое и радостное сотрудничество? Как бы лучезарно не начиналось какое-либо совместное дело или эпизод жизни, они могут закончиться разочарованием, обидой, раздражением или досадой. Бывает, что финал сотрудничества взрослых с детьми — это ярость и отчаяние. Как правило, эти чувства уводят нас от сотрудничества и приводят к противостоянию и конфликту.
Принимая во внимание вышесказанное, А.И. Захаров, В.М. Минияров, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, И.М. Никольская, Р.М. Грановская, А.С. Спиваковская, Е.В. Сидоренко, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и другие убеждают в необходимости расширения знаний, касающихся раскрытия специфики консультирования по проблемам родительско-детских отношений.
Основываясь на свой практический опыт, вышеотмеченные авторы указывают, что в таком консультировании необходимо применять системный анализ явлений детского развития (социальную ситуацию развития, иерархию деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка), накопленный опыт психологической помощи (средства и методы, способствующие решению конкретных индивидуальных проблем родительско-детских отношений), а также профессионально-значимые качества консультанта.
Вместе с тем, обращаясь к анализу психологических проблем родительско-детских отношений, следует подчеркнуть, что к ним относятся затруднения типичные и распространенные, свойственные если не большинству, то значительной части как взрослого, так и детского населения.
Так, в настоящее время практика консультирования сталкивается с повышением в обществе неблагоприятных воспитательных установок родителей, которые существенно осложняют психическое развитие детей. Например, фактор возрастания занятости родителей, ориентация родителей на массовую систему дошкольных учреждений, перенос исконно родительских функций на образовательные учреждения, уменьшение продолжительности и обеднение содержания общения в семье, дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновение совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми.
Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка способствует формированию у детей неуверенности в своих силах, стойкого эмоционального неблагополучия, негативизма, аффективных реакций, отрицательных форм самоутверждения, создают у них серьезные смысловые барьеры в понимании требований взрослых, что значимо усугубляет жизнь, как самих детей, так и их родителей.
Таким образом, практика показывает, что современное развитие нашего общества не приводит к автоматическому снятию многообразных социально-психологических проблем детства, а в ряде случаев даже повышает их актуальность.
В этой связи следует отметить высказывание А.Л. Венгера, В.И. Слободчикова и Б.Д. Эльконина в котором они отмечали, что «радикальное разрешение многих острых психологических проблем детства находятся за рамками возможностей индивидуальной консультативной помощи. Устранение их причин и источников лежит на пути коренной реформы существующей системы общественного воспитания и оздоровления социальной, культурной, материально-бытовой и других сторон семьи». На данном этапе становления психологической службы индивидуальная работа с населением по консультированию родительско-детских отношений должна быть направлена на активную пропаганду психологических знаний среди родителей, на поиск и определение таких способов нормализации микро-социальной среды (семьи), которые бы в наименьшей степени ущемляли интересы и развитие личности ребенка.
И хотя сегодняшняя действительность еще далека от решения бесчисленных и бесконечно многообразных практических задач, и общество зачастую обходится интуитивно, а не научным пониманием логики, тем не менее, реальное участие психологов в решении проблем детского развития постепенно расширяется. Что же касается определения задач психологического консультирования по проблемам родительско-детских отношений, то на сегодняшний день они обозначились уже достаточно четко, а именно:
-
Способствовать эмоциональному и социальному развитию ребенка.
-
Способствовать формированию позитивных взаимоотношений между семьей и детьми.
-
Способствовать формированию позитивных отношений семьи и детей с обществом.
-
Способствовать воспитанию чувства собственного достоинства у членов семьи и детей.
В качестве средств решения задач выступают:
-
ориентация родителей и других лиц, участвующих в воспитании, на возрастные и индивидуальные особенности психического развития ребенка;
-
составление рекомендаций по воспитанию детей в семье;
-
коррекционная работа в специальных группах с родителями и детьми;
-
психологическое просвещение родителей с помощью лекционной и других форм работы.
Статьи
- Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально-педагогически запущенных детей
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Воспитание и развитие личности ребенка в семье
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Детско-родительские отношения и решение подростками моральных дилемм
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Психологический микроклимат в семье и особенности родительского отношения к детям с ограниченными психическими возможностями
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Психологические проблемы семейного насилия
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве
Дошкольное воспитание, №3, 2005г., стр.101-106; №5, 2005 г., стр.110-117, №7,2005г., стр.117-123 - Роль образа родителя в социализации детей, воспитывающихся вне семьи
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни
Вопросы психологии, 1987, №3, с.57 - Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль родителей в оказании психологической помощи детям с низким социометрическим статусом
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Роль семьи в развитии детской тревожности: психосоматический аспект
3 часть, М., 2005. - 560 с. - Семейная жизнь и профессиональная деятельность (на материале исследования полных семей с детьми дошкольного возраста)
Вопросы психологии, 2004,.№5. - Семья как условие развития креативности младших школьников
2 часть, М., 2005. - 360 с.