Дружба в жизни современного подростка
|
Выступление посвящено исследованию развития дружеских отношений современных подростков. К исследованию феноменов дружбы с конца 19 века и по сегодняшний день проявляли интерес представители различных психологических отраслей и течений. Под влиянием на личность подростка друзей, товарищей, сверстников и социальной среды происходит его идентификация. Осознанный выбор друзей из многочисленного числа знакомых и товарищей становится возможным для подростка благодаря новой форме интеллектуальной деятельности - мышлению в понятиях.
Появление обобщенных понятий и развитие способностей их форматировать ведет к появлению в сознании ребенка идеалов и, прежде всего идеалов дружбы и друга. Поскольку психологическое содержание идеалов определяется общей социальной ситуацией развития, то мы предполагаем, что периоды существенных общественных преобразований, переживаемых нами в современной России, приводят к перестройке подростковых идеалов. Для понимания развития личности современного подростка важно исследовать не только особенности развития дружеских отношений детей, но и прояснить содержание дружбы и друга, а также выяснить основные источники влияния на них, оценив влияние различных сфер культурного взаимодействия.
В ходе теоретического анализа психологических исследований феномена дружбы нами были выдвинуты следующие гипотезы:
-
несмотря на изменения российской общественной ценностной структуры последних 10-20 лет, безусловно, затрагивающие современных подростков, потребность в друге и дружбе остается у них одной из важнейших;
-
конкретное содержание понятия друга и дружбы различаются у подростков различного пола и возраста;
-
на формирование идеалов друга и дружбы современных подростков оказывают влияние СМИ, художественная литература, образование;
-
образование, то есть направленное педагогическое воздействие посредством школьных уроков и внеклассной воспитательной работы, оказывает решающие воздействие на формирование подростковых идеалов
Для проверки выдвинутых нами гипотез была составлена специальная процедура исследования. Все исследования проводились на базе гимназии №1541 ЗАО. В исследовании принимали участие учащиеся 7-9 классов в возрасте от 12-15 лет.
Выдвинутые гипотезы были проверены при помощи:
-
ранжирование ценностных ориентиров современными подростками (методика «Ранжирования понятий» Н.И. Дереклеевой);
-
анкеты «Мое понимание дружбы», представляющей собой модифицированный вариант опросников А.В. Киричука и В.А. Лосенкова (полученные ответы были подвергнуты контакт-анализу);
-
анкетирование учащихся 7-9-ых классов на тему: «Поиски в культурном пространстве отзвуков своего понимания дружбы»;
-
экспериментальной работы.
Экспериментальная работа проводилась в 2-ух параллелях 7-9-ых классов.
Выводы. Полученные результаты исследований позволяют в целом подтвердить гипотезы и сформулировать следующие положения:
-
потребность в дружеских отношениях является не только одной из центральных, но наиважнейшей среди прочих подростковых ценностей
-
конкретное содержание понятия друга и дружбы различаются у подростков разного пола и возраста
В дружеских отношениях подростков мальчикам и девочкам важны различные качества друга. В целом, просматривается устойчивость предпочтений тех или иных характеристик личности друга в зависимости от возраста подростов. От младшего к старшему подростковому возрасту происходит постепенное формирование и осознание понятий «дружбы», «друг», «товарищ».
-
На формирование подростковых идеалов дружбы и друга различные компоненты культурного воздействия: СМИ, художественная литература, образование - оказывают неравноценное влияние. Решающую роль в данном процессе играет представленный ТВ экранный образ. Экранный образ, определяя характер современной массовой культуры, существенным образом влияет на подростковую субкультуру, задавая «идеальные» образцы и нормы поведения, на основе идентификационных механизмов присваиваются подростковым сознанием.
-
Существуют различия в идеалах современных подростков для себя и для друга. Образы героев художественной литературы в формировании идеалов друга продолжают играть существенную роль для детей. Для большинства подростков ориентир выбора «Я»-идеала и идеала друга совпадает.
-
Образование, в частности школьные уроки по Мировой художественной культуре, литературе и внеклассной воспитательной работы оказывает влияние на формирование подростковых идеалов. Однако, его роль невелика и значительно уступает влиянию СМИ.
В ходе педагогического эксперимента нами получен «двойственный» результат:
-
С одной стороны - не удалось достичь подтверждения решающей роли образования на формирование подростковых идеалов, в частности - идеалов «дружбы» и «друга». Результаты показывают, что подростки не трансформируют на себя «педагогическую добавку». Их предпочтения не изменяются в свободном выборе.
-
С другой стороны - разница результатов экспериментальной и контрольной групп показывает, что педагогическое воздействие, предоставляя учащимся более широкий спектр ролей для выбора и ориентируя на традиционно положительные образы, оказывает положительное влияние на развитие социализации и идентификации современных подростков
Отрицательный результат задает для нас проблему, требующую разрешения на будущее. Это не только проблема конкретного учителя или школы. Нравственные ориентиры современных подростков в связи с социальными изменениями российского общества и как следствие - его культурной среды, претерпели значительные изменения за последние 10-20 лет. Внимание родителей, учителей, наставников, деятелей образования и культуры должно быть направлено на формирование позитивно влияющего на сознание подростка Культурного пространства. Очевидна необходимость в дальнейшей педагогической, методической, теоретической работе в данном направлении.
Статьи
- Взаимосвязь родительских установок и выбора детьми круга референтных лиц
М.: МГППУ, 2006. - 320с. - Детско-родительские отношения и решение подростками моральных дилемм
2 часть, М., 2005. - 560 с. - Исследование формирования эго-идентичности у старших подростков в зависимости от характера детско-родительских отношений
2 часть, М., 2005. - 360 с.