Детская психология
 

Дружба в жизни современного подростка

Автор: Игнатова Е.Е. 
Версия для печати

Выступление посвящено исследованию развития дружеских отношений современных подростков. К исследованию феноменов дружбы с конца 19 века и по сегодняшний день проявляли интерес представители различных психологических отраслей и течений. Под влиянием на личность подростка друзей, товарищей, сверстников и социальной среды происходит его идентификация. Осознанный выбор друзей из многочисленного числа знакомых и товарищей становится возможным для подростка благодаря новой форме интеллектуальной деятельности - мышлению в понятиях.

Появление обобщенных понятий и развитие способностей их форматировать ведет к появлению в сознании ребенка идеалов и, прежде всего идеалов дружбы и друга. Поскольку психологическое содержание идеалов определяется общей социальной ситуацией развития, то мы предполагаем, что периоды существенных общественных преобразований, переживаемых нами в современной России, приводят к перестройке подростковых идеалов. Для понимания развития личности современного подростка важно исследовать не только особенности развития дружеских отношений детей, но и прояснить содержание дружбы и друга, а также выяснить основные источники влияния на них, оценив влияние различных сфер культурного взаимодействия.

В ходе теоретического анализа психологических исследований феномена дружбы нами были выдвинуты следующие гипотезы:

  • несмотря на изменения российской общественной ценностной структуры последних 10-20 лет, безусловно, затрагивающие современных подростков, потребность в друге и дружбе остается у них одной из важнейших;
  • конкретное содержание понятия друга и дружбы различаются у подростков различного пола и возраста;
  • на формирование идеалов друга и дружбы современных подростков оказывают влияние СМИ, художественная литература, образование;
  • образование, то есть направленное педагогическое воздействие посредством школьных уроков и внеклассной воспитательной работы, оказывает решающие воздействие на формирование подростковых идеалов

Для проверки выдвинутых нами гипотез была составлена специальная процедура исследования. Все исследования проводились на базе гимназии №1541 ЗАО. В исследовании принимали участие учащиеся 7-9 классов в возрасте от 12-15 лет.

Выдвинутые гипотезы были проверены при помощи:

  1. ранжирование ценностных ориентиров современными подростками (методика «Ранжирования понятий» Н.И. Дереклеевой);
  2. анкеты «Мое понимание дружбы», представляющей собой модифицированный вариант опросников А.В. Киричука и В.А. Лосенкова (полученные ответы были подвергнуты контакт-анализу);
  3. анкетирование учащихся 7-9-ых классов на тему: «Поиски в культурном пространстве отзвуков своего понимания дружбы»;
  4. экспериментальной работы.

Экспериментальная работа проводилась в 2-ух параллелях 7-9-ых классов.

Выводы. Полученные результаты исследований позволяют в целом подтвердить гипотезы и сформулировать следующие положения:

  • потребность в дружеских отношениях является не только одной из центральных, но наиважнейшей среди прочих подростковых ценностей
  • конкретное содержание понятия друга и дружбы различаются у подростков разного пола и возраста

В дружеских отношениях подростков мальчикам и девочкам важны различные качества друга. В целом, просматривается устойчивость предпочтений тех или иных характеристик личности друга в зависимости от возраста подростов. От младшего к старшему подростковому возрасту происходит постепенное формирование и осознание понятий «дружбы», «друг», «товарищ».

  • На формирование подростковых идеалов дружбы и друга различные компоненты культурного воздействия: СМИ, художественная литература, образование - оказывают неравноценное влияние. Решающую роль в данном процессе играет представленный ТВ экранный образ. Экранный образ, определяя характер современной массовой культуры, существенным образом влияет на подростковую субкультуру, задавая «идеальные» образцы и нормы поведения, на основе идентификационных механизмов присваиваются подростковым сознанием.
  • Существуют различия в идеалах современных подростков для себя и для друга. Образы героев художественной литературы в формировании идеалов друга продолжают играть существенную роль для детей. Для большинства подростков ориентир выбора «Я»-идеала и идеала друга совпадает.
  • Образование, в частности школьные уроки по Мировой художественной культуре, литературе и внеклассной воспитательной работы оказывает влияние на формирование подростковых идеалов. Однако, его роль невелика и значительно уступает влиянию СМИ.

В ходе педагогического эксперимента нами получен «двойственный» результат:

  • С одной стороны - не удалось достичь подтверждения решающей роли образования на формирование подростковых идеалов, в частности - идеалов «дружбы» и «друга». Результаты показывают, что подростки не трансформируют на себя «педагогическую добавку». Их предпочтения не изменяются в свободном выборе.
  • С другой стороны - разница результатов экспериментальной и контрольной групп показывает, что педагогическое воздействие, предоставляя учащимся более широкий спектр ролей для выбора и ориентируя на традиционно положительные образы, оказывает положительное влияние на развитие социализации и идентификации современных подростков

Отрицательный результат задает для нас проблему, требующую разрешения на будущее. Это не только проблема конкретного учителя или школы. Нравственные ориентиры современных подростков в связи с социальными изменениями российского общества и как следствие - его культурной среды, претерпели значительные изменения за последние 10-20 лет. Внимание родителей, учителей, наставников, деятелей образования и культуры должно быть направлено на формирование позитивно влияющего на сознание подростка Культурного пространства. Очевидна необходимость в дальнейшей педагогической, методической, теоретической работе в данном направлении.

Новости психологии

17.10.2021

День отца впервые отмечают в России


12.10.2021 12:32:00

Открылся телефон бесплатной психологической помощи для родителей


12.10.2021

||| Конгресс "Психическое здоровье человека XXI века"



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика