Исследование формирования эго-идентичности у старших подростков в зависимости от характера детско-родительских отношений

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Особенности развития современного российского общества, сложная социальная ситуация, сложившаяся в нашей стране вызвала ряд серьезных психологических проблем, требующих усилий для их решения. В их ряду особое место занимает проблема формирования личностной идентичности, которая была вызвана продолжительным кризисом, затрагивающим все сферы жизни общества. Социально-психологический климат в нашей стране характеризуется в настоящий момент нестабильностью. С проблемами выбора и личностного самоопределения сталкиваются и взрослые, и молодые люди.

В сложных современных условиях особенное значение приобретает семья, которая обеспечивает социализацию ребенка, открывает и структурирует для него мир, выделяя значимые критерии для ориентировки в нем, дает образец для подражания, с которым ребенок мог бы сравнить себя. Многие авторы, например, Варга АЛ., Карабанова О.А.,
Спиваковская А.С. и другие подчеркивают, что семья, семейное воспитание, а также особенности детско-родительских отношений обеспечивают ребенку условия для формирования целостной личности, важной характеристикой которой является обретенная идентичность.

Целью настоящего исследования является изучение особенностей формирования эго-идентичности в рамках статусной модели Дж. Марсия у старших подростков в зависимости от характера детско-родительских отношений.
Для достижения цели исследования нами были выдвинуты следующие задачи.

  1. Исследование сформированности эго-идентичности у старших подростков в рамках статусной модели Дж. Марсиа.
  2. Выявление типов семейного воспитания.
  3. Исследование особенностей восприятия родительской позиции старшими подростками.
  4. Изучение связи между детско-родительскими отношениями и статусом эго-идентичности старших подростков.

Анализ теоретических подходов к проблеме идентичности позволяет выдвинуть следующую гипотезу. Особенности типа семейного воспитания и характера детско-родительских отношений находят отражение в динамике развития эго-идентичности в старшем подростковом возрасте. Высоким статусам эго-идентичности (достигнутой идентичности и мораторию) соответствуют особенности детско-родительских отношений, стимулирующие активную ориентировку подростка в сфере осуществления жизненных выборов.

Анализ теоретических подходов к проблеме идентичности, изложенных такими авторами, как Берне Р., Божович Л.И., Кле М., Кон И.С., Ремшмидт X., Фельдштейн Д.И. и другими, позволил нам заключить, что основными задачами старшего подросткового возраста являются: подготовка к профессиональной карьере; построение собственной системы ценностей, определяющей поведение; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; завоевание эмоциональной независимости от значимых взрослых; установление зрелых отношений и вхождение в социальную группу; усвоение мужской или женской роли.

В ходе исследования испытуемым подросткам предъявлялся набор методик, включающий тест «Подростки о родителях» (АДОР) с целью исследования особенностей восприятия родительской позиции старшими подростками и полуструктурированные интервью с подростками (авторы модификации методики по определению статусов идентичности Дж. Марсиа — О.А. Карабанова и В.Р. Орестова) для измерения статусов эго-идентичности. Испытуемым родителям предъявлялся тест «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера с целью исследования типа семейного воспитания.

В исследовании приняло участие 120 человек — старших подростков (учащихся 10 классов средних школ № 144 и № 149 Северного административного округа г. Москвы) и их родителей.

Полученные нами в ходе исследования результаты по распределению статусов эго-идентичности у старших подростков демонстрируют неравномерность ее формирования в различных сферах жизненного выбора. В сфере профессии у старших подростков преобладают статусы моратория и предрешения, в сферах религии, любви, дружбы и половой идентификации — статус предрешения. В сфере политики у подростков преобладает статус диффузной идентичности.
Наконец, в сфере семьи преобладающими у подростков являются статусы предрешения и диффузной идентичности.

Таким образом, говоря о распределении статусов эго-идентичности у старших подростков, отметим, что у них преобладают статусы предрешения и моратория. Математическая обработка полученных результатов позволила выявить статистически значимые различия между юношами и девушками в сферах любви, дружбы и семьи в процессе формирования статусов эго-идентичности.

В ходе исследования мы сравнили гармоничные и дисгармоничные типы семейного воспитания. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при условии семейного воспитания по дисгармоничным типам у подростков преобладает статус моратория. Таким образом, наша гипотеза о том, что особенности типа семейного воспитания и характера детско-родительских отношений находят отражение в динамике развития эго-идентичности в старшем подростковом возрасте, подтвердилась. Воспитание по дисгармоничным типам стимулируют активную ориентировку подростка в сфере осуществления жизненных выборов. Мы полагаем, что неблагоприятные особенности семейного воспитания, отсутствие необходимой поддержки со стороны родителей вынуждают подростка рассчитывать на свои собственные силы и возможности, искать поддержку вне семьи, приводя его, тем самым, к активной ориентировке в пространстве альтернативных возможностей при осуществлении выборов в различных жизненных сферах.

В ходе исследования нами была выделена связь между статусами эго-идентичности у старших подростков в различных сферах самоопределения и объективными и субъективными компонентами сферы детско-родительских отношений. Отметим, что такие негативные характеристики семейного воспитания как гипопротекция, потворствование и предпочтение женских качеств приводят к понижению статуса эго-идентичности у подростка в сфере религии. Уровень гиперпротекции, вынесения конфликта и предпочтения женских качеств понижают статус идентичности у подростка в сфере любви. А такие неблагоприятные особенности семейного воспитания как недостаточность запретов и вынесение конфликта оказывают негативное влияние на формирование идентичности у подростка в сфере дружбы. В сфере семьи достижению высокого статуса идентичности у подростка препятствуют гиперпротекция и гипопротекция. Чрезмерность санкций, применяемых к подростку в семье, понижает статус идентичности в сфере политики.

Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствуют о том, что движение объективных компонентов типа семейного воспитания в сторону дисгармоничного типа ведет к понижению статуса эго-идентичности у подростка.
Анализируя результаты, свидетельствующие об особенностях восприятия подростками родительской позиции, нами было обнаружено следующее: к повышению статусов эго-идентичности у старших подростков в сферах политики и дружбы приводят такие особенности родительской позиции, как уровень позитивного интереса отца и матери. В сферах любви и дружбы высокий уровень автономности матери также стимулирует формирование у подростков более высоких статусов идентичности. Обнаружено положительное влияние уровня директивности матери на достижение подростком высокого статуса идентичности в сфере политики, а уровень непоследовательности матери на формирование идентичности в этой сфере влияет негативно.

Таким образом, наша гипотеза о том, что особенности характера детско-родительских отношений находят отражение в динамике развития эго-идентичности в старшем подростковом возрасте подтвердилась.
Необходимо отметить пилотажный характер проведенного исследования, полученные результаты предварительны. В отечественной психологии не проводились подобные исследования в рамках статусной модели Дж. Марсиа. Связь формирования статуса эго-идентичности у старших подростков и особенностей детско-родительских отношений, типа семейного воспитания до сих пор не изучалась.

Отметим, что полученные данные частично совпадают с результатами западных исследований (Marcia J, 1980; Grotevant H.D. & Cooper C.R., 1985; Cooper C.R., Grotevant H.D. & Condon S.M., 1983). Предметом наших последующих исследований является более тщательный анализ особенностей семейного воспитания, углубленное исследование целостных типов семейного воспитания и соотнесение их со статусами эго-идентичности у старших подростков. Увеличение выборки позволит выявить новые взаимосвязи между типом семейного воспитания и формированием эго-идентичности подростка, достижением им определенного статуса идентичности.

Смотрите также:

Статьи