Особенности я-концепции младших школьников из неполных семей
|
Проблема Я-концепции детей младшего школьного возраста чрезвычайно актуальна, поскольку в современной России прослеживается тенденция увеличения разводов.
Семейные пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье вследствие развода. Развод родителей тяжело сказывается на моральном состоянии детей. Это может являться следствием попыток матери заменить ребенку отца (берет на себя мужские функции: строгость, требовательность, жесткие стратегии воспитания). Отсюда ребенок лишается не только отца, но и материнской любви, терпимости. Как известно, именно стиль материнского отношения в раннем возрасте является главным условием уверенности ребенка в себе, доверия к окружению и общего положительного самоотношения.
С началом школьного обучения дети воспринимают ситуацию развода как значимую, что связанно с выходом на новый уровень общения как со сверстниками, так и с учителем. Впервые для ребенка отношение «ребенок-учитель» становится отношением «ребенок-общество» пронизывает всю жизнь ребенка. Для ребенка становится важным отношение родителей к его школьным успехам или неуспехам.
Самооценка является одним из ведущих факторов развития личности. Ситуация развода, влияя в целом негативно на развитие личности ребенка, сказывается и на ее формировании. Взаимодействие родителей и детей, как в полной, так и в неполной семье осуществляется через родительские позиции, оценки, установки.
В исследованиях отечественных (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова и др.) и зарубежных (Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Шпрангер, Р. Бернс, В. Сатир и другие) психологов достаточно широко освещена проблема самооценки как структурного элемента самосознания, проблема влияния учительской оценки и стиля учительского общения на формирование самооценки младшего школьника. Однако Я-концепция детей из неполных семей изучена недостаточно.
Поэтому целью нашего исследования явилось изучение влияния родительской оценки на самооценку и образ-Я ребенка младшего школьного возраста из полной и неполной семьи.
Нами были сформулированы следующие гипотезы:
-
Самооценка детей младшего школьного возраста из полных семей имеет качественные отличия от самооценки детей из неполных семей.
-
Родительская оценка влияет на самооценку ребенка младшего школьного возраста как в полной, так и в неполной семье.
-
Образ-Я детей младшего школьного возраста из неполных семей имеет качественные отличия от образа-Я детей из полных семей.
-
Самооценка детей младшего школьного возраста имеет тендерные различия.
-
Дети из неполных семей чаще применяют механизмы психологической защиты и компенсации против травмирующей семейной ситуации, чем дети из полных семей.
В соответствии с целью и гипотезами были определены следующие задачи исследования:
-
Выявить уровень реальной и идеальной самооценки у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
-
Сравнить реальную самооценку детей с ожидаемой ими оценкой родителей.
-
Выявить связь между родительской оценкой и самооценкой детей в полных и неполных семьях.
-
Выявить и сравнить особенности образа-Я у детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей.
-
Выявить наличие механизмов защиты и компенсации у детей из неполных семей.
Методами исследования явились: изучение и анализ исследований, выполненных в области возрастной и педагогической психологии; теоретико-прикладное моделирование программы экспериментального исследования детей младшего школьного возраста (констатирующий эксперимент); оценка эффективности констатирующего эксперимента на основе количественного и качественного анализа его результатов; наблюдение; беседа и другие.
Для нашего исследовании были взяты младшие школьники в количестве 60 человек, из них 30 детей из полных семей (15 мальчиков и 15 девочек), 30 детей из неполных семей (15 мальчиков и 15 девочек). Все они учащиеся МОУ СОШ № 148.
Также изучались родители этих детей (30 матерей и 30 отцов детей из полных семей, 30 матерей детей из неполных семей). Кроме того, 20 детей из полных и 20 детей из неполных семей, учеников лицея № 8. Констатирующим экспериментом было охвачено 190 человек.
В констатирующем эксперименте нами были применены следующие методики. Первая группа включает в себя методики, направленные на выявление уровня самооценки, разработанные Дембо-Рубинштейн; вторая группа — детские сочинения (самоописания).
Констатирующий эксперимент показал следующее.
Девочки из полных семей чувствуют себя успешными (4,73) во многих областях их деятельности, в том числе и учебной. У девочек из неполных семей чувства успешности меньше (3,3) и у них преобладает ориентация на интеллектуальные возможности (4,1). У мальчиков из полных и неполных семей самооценка высока по шкале решительности (4,1) и в этом есть сходство в их самооценках. Но мальчики и девочки из неполных семей ощущают себя отторгаемыми обществом, поэтому уровень самопринятия у этих детей снижен.
В возрастном аспекте исследование самооценки детей из полных и неполных семей показало нарастание различий в общей самооценке у детей от 1 ко 2 году обучения в полных и неполных семьях. Самооценка детей из полных семей является более стабильной и не меняется от первого ко второму классу. Самооценка детей из неполных семей от 1 ко 2 классу снижается (разница примерно в 0,5 балла).
Сравнение реальной и идеальной самооценки у детей младшего школьного возраста показало, что в целом, идеальная самооценка детей выше, чем реальная, что свидетельствует об адекватном ее соотношении. Исключением являются мальчики из неполных семей, у которых по шкале самопринятия реальная самооценка выше идеальной на 10%, что свидетельствует о заниженной самооценки, низком уровне самопринятия у этой категории детей.
При сопоставлении данных по реальным и ожидаемым родительским оценкам в полных семьях было выявлено, что они совпадают (различия незначительны, по всем шкалам), что свидетельствует о принятии родительских оценок и ориентация на них.
Сравнение оценки матерей в неполных семьях с оценками матерей и отцов в полных семьях показало, что матери детей из неполных семей ожидают от детей более высоких результатов во всех сферах деятельности. Эта тенденция обуславливается заботой матери о том, что бы их дети заняли в обществе высокий статус.
Изучения отношения к образу-Я в сочинениях детей из полных и неполных семей позволило нам выделить следующие показатели (см. Табл. 1).
Таблица 1. Категории, встречающиеся в детских самоописаниях.
Статьи
- Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений
3 часть М., 2005. - 560 с. - Родительские позиции и их роль в формировании личности ребенка
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Социализация детей в современной русской семье
3 часть., М.,2005 - Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье
2 часть, М., 2005. - 360 с. - Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков)
Вопросы психологии, 1999, №6, с.18. - Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности
3 часть, М., 2005. - 560 с.