Развитие субъектной позиции подростка в условиях современного детского общественного движения
|
В современных условиях социально-экономического развития общества социально-психологический портрет современного подростка претерпел значительные изменения, по сравнению с образом молодого человека советского и постсоветского периода. Исследованию этой проблемы посвящены многочисленные работы социологов, педагогов, психологов. Тем не менее, особенно в последние несколько лет, в выборе подростков заметны тенденции к повышению значимости для них общественной деятельности. Этому способствует не только более стабильная, по сравнению с предыдущим кризисным десятилетием, обстановка, но и идеологические изменения в обществе, кардинальные меры в сфере государственной молодежной политики.
С момента принятия Постановления Правительства Москвы от 02.07.2002 года № 488 – ПП «О государственной поддержке детского движения Москвы» деятельность детских общественных объединений получила новый импульс развития. Государственная поддержка помогла поднять и сформировать социальные ресурсы, способствующие повышению социальной активности современных подростков.
Социальными ресурсами можно считать следующие составляющие: активность подростов и специалистов, ценностные ориентиры и современные технологии. Позитивно направленная социальная активность подростка наиболее ярко проявляется, если у него сформирована субъектная позиция как способность и готовность осуществлять личностное влияние на все этапы организации социально значимой деятельности в детском общественном объединении.
Позитивная направленность выражается в созидательной деятельности, в том числе общественной, как в нашем случае, а негативная – в агрессивном поведении и отношениях в социуме.
Формирование условий для успешного развития субъектной позиции подростка невозможно без психолого-педагогического сопровождения деятельности детского общественного объединения. Причем, профессиональное психолого-педагогическое сопровождение выступает как фактор управления данным процессом и коррекции личностной сферы и ценностных ориентаций подростка средствами социально значимой деятельности.
Помимо теоретического анализа материалов в области исследования воспитательного потенциала современного детского общественного движения, автор настоящей статьи в 2000-2002 г.г. провел опытную работу по формированию субъектной позиции подростков на базе детских общественных объединениях Северного административного округа г.Москвы и Центра эстетического воспитания детей и юношества; в 2003 -2005 г.г. - в условиях лагерных сборов актива детского общественного движения города Москвы.
Выводы, полученные автором в результате проведения теоретического анализа и опытной работы:
-
субъектная позиция подростка в деятельности детского общественного объединения развивается более интенсивно в целенаправленной деятельности на основе реализации программного подхода;
-
программой развития субъектной позиции подростка необходимо предусматривать массовый и дифференцированный уровни самодеятельности детей;
-
в программы и проекты самодеятельных общественных объединений желательно включать лидерские составляющие;
-
психолого-педагогическое сопровождение развития субъектной позиции каждого подростка должно сочетаться с развитием его лидерских качеств в той или иной актуальной для него социально значимой деятельности.
Литература:
-
Детское движение: Сборник информационно-методических материалов. Выпуск 1. - М., 2003 - 96 с.
-
Детское движение: Сборник информационно-методических материалов. Выпуск 2. - М., 2003 - 92 с.
-
Детское движение: Сборник информационно-методических материалов. Выпуск 3. - М., 2004 - 87 с.
-
Детское движение: Сборник информационно-методических материалов. Выпуск 4. - М., 2004 - 96 с.
-
Социокинетика. Лидерство в детском движении: время и ценности. - М., 2004 - 464 с.
-
Социальное проектирование. Учебно-методическое пособие. – Н.-Новгород, 2004 - 96с.
-
«Социальные ресурсы детского движения Москвы: активность подростков, взрослые организаторы, ценности, технологии, государственная поддержка» 13-16 декабря 2005 г., комитет общественных связей. - М., 2005 - 76 с.