Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Развитие субъектной позиции подростка в условиях современного детского общественного движения

Автор: Коваль С.А. 
Версия для печати

В современных  условиях социально-экономического развития общества социально-психологический  портрет современного подростка претерпел значительные изменения, по сравнению с образом молодого человека советского и постсоветского периода. Исследованию этой проблемы посвящены многочисленные  работы социологов, педагогов, психологов.  Тем не менее, особенно в последние несколько лет, в выборе подростков заметны тенденции к повышению значимости для них общественной деятельности. Этому способствует не только более стабильная, по сравнению с предыдущим кризисным десятилетием, обстановка, но и идеологические изменения в обществе,  кардинальные меры в сфере государственной молодежной политики.

С момента принятия Постановления Правительства Москвы от   02.07.2002 года   № 488 – ПП «О государственной поддержке детского движения Москвы» деятельность детских общественных объединений получила новый импульс развития.  Государственная поддержка помогла поднять и сформировать социальные ресурсы, способствующие повышению социальной активности современных подростков.

Социальными ресурсами можно считать следующие составляющие: активность подростов и специалистов, ценностные ориентиры  и современные технологии.  Позитивно направленная социальная активность подростка наиболее ярко проявляется, если  у него  сформирована  субъектная позиция  как способность и готовность  осуществлять  личностное влияние на все этапы организации социально значимой деятельности в детском общественном объединении.

Позитивная направленность выражается в созидательной деятельности, в том числе  общественной, как в нашем случае, а негативная – в агрессивном поведении и отношениях в социуме.

Формирование условий для успешного развития субъектной позиции подростка невозможно без психолого-педагогического сопровождения деятельности детского общественного объединения. Причем, профессиональное психолого-педагогическое сопровождение выступает как фактор управления данным процессом и коррекции личностной сферы и ценностных ориентаций подростка средствами социально значимой деятельности.

Помимо теоретического анализа материалов в области исследования воспитательного потенциала современного детского общественного движения,  автор настоящей статьи в 2000-2002 г.г. провел опытную работу по формированию субъектной позиции подростков на базе детских общественных объединениях Северного административного округа г.Москвы и  Центра эстетического воспитания детей и юношества; в 2003 -2005 г.г. - в условиях лагерных сборов актива детского общественного движения города Москвы.

Выводы, полученные автором в результате проведения теоретического анализа и опытной работы:

  • субъектная позиция  подростка в деятельности детского общественного объединения развивается более интенсивно в целенаправленной деятельности на основе реализации программного подхода;
  • программой развития субъектной позиции подростка необходимо предусматривать массовый и дифференцированный уровни  самодеятельности детей;
  • в программы и проекты  самодеятельных общественных объединений  желательно включать лидерские составляющие;
  • психолого-педагогическое сопровождение развития субъектной позиции каждого подростка должно сочетаться с развитием его лидерских качеств в той или иной актуальной для него социально значимой деятельности.

Литература:

  1. Детское движение: Сборник информационно-методических материалов. Выпуск 1. -  М., 2003 - 96 с.
  2. Детское движение: Сборник информационно-методических материалов. Выпуск 2. -  М., 2003 - 92 с.
  3. Детское движение: Сборник информационно-методических материалов. Выпуск 3. -  М., 2004 - 87 с.
  4. Детское движение: Сборник информационно-методических материалов. Выпуск 4. -  М., 2004 - 96 с.
  5. Социокинетика. Лидерство в детском движении: время и ценности. - М., 2004 - 464 с.
  6. Социальное проектирование. Учебно-методическое  пособие. – Н.-Новгород, 2004 - 96с.
  7. «Социальные ресурсы детского движения Москвы: активность подростков, взрослые организаторы, ценности, технологии, государственная поддержка» 13-16 декабря 2005 г., комитет общественных связей. -  М., 2005 -  76 с.

Новости психологии

11.10.2019 16:43:00

Инклюзия в высшей школе: психолого-педагогические исследования на PsyJournals.ru


10.10.2019 14:40:00

Всемирный день психического здоровья


04.10.2019 16:28:00

Список недавних магистерских диссертаций по психологии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика