Детская психология
 

Развитие субъектной позиции подростка в условиях современного детского общественного движения

Автор: Коваль С.А. 
Версия для печати

В современных  условиях социально-экономического развития общества социально-психологический  портрет современного подростка претерпел значительные изменения, по сравнению с образом молодого человека советского и постсоветского периода. Исследованию этой проблемы посвящены многочисленные  работы социологов, педагогов, психологов.  Тем не менее, особенно в последние несколько лет, в выборе подростков заметны тенденции к повышению значимости для них общественной деятельности. Этому способствует не только более стабильная, по сравнению с предыдущим кризисным десятилетием, обстановка, но и идеологические изменения в обществе,  кардинальные меры в сфере государственной молодежной политики.

С момента принятия Постановления Правительства Москвы от   02.07.2002 года   № 488 – ПП «О государственной поддержке детского движения Москвы» деятельность детских общественных объединений получила новый импульс развития.  Государственная поддержка помогла поднять и сформировать социальные ресурсы, способствующие повышению социальной активности современных подростков.

Социальными ресурсами можно считать следующие составляющие: активность подростов и специалистов, ценностные ориентиры  и современные технологии.  Позитивно направленная социальная активность подростка наиболее ярко проявляется, если  у него  сформирована  субъектная позиция  как способность и готовность  осуществлять  личностное влияние на все этапы организации социально значимой деятельности в детском общественном объединении.

Позитивная направленность выражается в созидательной деятельности, в том числе  общественной, как в нашем случае, а негативная – в агрессивном поведении и отношениях в социуме.

Формирование условий для успешного развития субъектной позиции подростка невозможно без психолого-педагогического сопровождения деятельности детского общественного объединения. Причем, профессиональное психолого-педагогическое сопровождение выступает как фактор управления данным процессом и коррекции личностной сферы и ценностных ориентаций подростка средствами социально значимой деятельности.

Помимо теоретического анализа материалов в области исследования воспитательного потенциала современного детского общественного движения,  автор настоящей статьи в 2000-2002 г.г. провел опытную работу по формированию субъектной позиции подростков на базе детских общественных объединениях Северного административного округа г.Москвы и  Центра эстетического воспитания детей и юношества; в 2003 -2005 г.г. - в условиях лагерных сборов актива детского общественного движения города Москвы.

Выводы, полученные автором в результате проведения теоретического анализа и опытной работы:

  • субъектная позиция  подростка в деятельности детского общественного объединения развивается более интенсивно в целенаправленной деятельности на основе реализации программного подхода;
  • программой развития субъектной позиции подростка необходимо предусматривать массовый и дифференцированный уровни  самодеятельности детей;
  • в программы и проекты  самодеятельных общественных объединений  желательно включать лидерские составляющие;
  • психолого-педагогическое сопровождение развития субъектной позиции каждого подростка должно сочетаться с развитием его лидерских качеств в той или иной актуальной для него социально значимой деятельности.

Литература:

  1. Детское движение: Сборник информационно-методических материалов. Выпуск 1. -  М., 2003 - 96 с.
  2. Детское движение: Сборник информационно-методических материалов. Выпуск 2. -  М., 2003 - 92 с.
  3. Детское движение: Сборник информационно-методических материалов. Выпуск 3. -  М., 2004 - 87 с.
  4. Детское движение: Сборник информационно-методических материалов. Выпуск 4. -  М., 2004 - 96 с.
  5. Социокинетика. Лидерство в детском движении: время и ценности. - М., 2004 - 464 с.
  6. Социальное проектирование. Учебно-методическое  пособие. – Н.-Новгород, 2004 - 96с.
  7. «Социальные ресурсы детского движения Москвы: активность подростков, взрослые организаторы, ценности, технологии, государственная поддержка» 13-16 декабря 2005 г., комитет общественных связей. -  М., 2005 -  76 с.

Новости психологии

21.01.2022

Подборка литературы


24.12.2021

Объявлена дата I Международной конференции Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике


16.12.2021

О воспитании ребёнка с РАС в подкасте «Vasia in Space»



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Бесплатная горячая линия помощи родителям

Обратиться за консультацией

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2022 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2022 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика