Социальная активность глазами подростков и юношей
|
Отношение подростков и юношей к социальной активности (далее СА) изучалось методом разработанного нами полуструктурированного интервью и при помощи модифицированной методики самоконфронтации Г.Херманса [3].
При обсуждении своего отношения к СА молодые люди опирались на базовое определение СА, предлагавшееся исследователем, и на свои собственные представления о ней. СА – это любая деятельность человека, целью которой является оказание влияния на окружающих его людей. Данное определение опирается на представления о социальной активности, содержащиеся в работах И.С.Кона [1], В.С.Собкина [2] и др. В процессе интервью молодые люди конкретизировали это определение примерами из своей жизни.
Методика самоконфронтации Г.Херманса, использовалась для определения эмоционального отношения испытуемых к социально активной позиции. Было получено и проанализировано 27 интервью с подростками и юношами 15-19 лет. Результаты можно представить в форме следующих тезисов.
1. Психологический портрет человека, которого респонденты называли максимально СА, обладает следующими, наиболее часто встречающимися, особенностями: коммуникабельность, организаторские способности (18 чел); физическая активность, энергичность (14 чел); увлеченность Идеей, целеустремленность (12 чел); альтруистичность, эмпатичность, желание помочь (10 чел); ум, интуиция, образованность (8 чел); масштабность действий, высокий пост (6 чел); творческий потенциал (5 чел); гражданин, патриотичность (5 чел); желание развивать общество (3 чел); жесткость характера, негуманность (2 чел).
Качества максимально социально активных людей воплощались в следующих персонажах: знакомый (10 чел); абстрактный образ (9 чел); Ленин (2 чел), Иван Грозный, Сталин, Буш, Петр I, герой фильма «Авиатор», «Политик», «Гражданин», Чацкий.
2. Психологический портрет минимально СА человека, обладает следующими, наиболее часто встречающимися, особенностями: общая пассивность, лень (16 чел); равнодушие к окружению (15 чел); некоммуникабельность (9 чел); удовлетворенность жизнью (8 чел); бесцельность (4 чел); эгоистичность (3 чел).
Качества минимально социально активных людей воплощались в следующих персонажах: Абстрактный образ (14 чел); знакомый (6 чел); Обломов (4 чел); человек БОМЖ; ослик Иа-Иа.
3. В качестве явлений, препятствующих проявлению СА в к.-л. группе, наиболее часто упоминались следующие: нехватка возможностей (12 чел); отсутствие интереса к данной группе (10 чел); группа не предполагает активности, маленькая отдача (10 чел); непринятие группой идей (8 чел); низкий статус в группе (7 чел).
4. В соответствии с методикой самоконфронтации Г.Херманса испытуемым предлагалось перевоплотиться в описанный ими ранее портрет максимально СА человека и находясь в этом образе оценить по 5-бальной шкале насколько они переживают в этом состоянии предложенные 16 чувств. Затем та же операция производилась для позиции минимальной активности и для своей собственной позиции. Эти 16 чувств оценивались по 4 шкалам: положительные, отрицательные, имеющие направленность на себя, имеющие направленность на других. Ниже представлены средние значения силы испытываемых эмоций по этим шкалам:
макс.СА |
мин.СА |
«Я» | |
Среднее значение силы положительных эмоций (удовольствие, счастье, наслаждение, внутренний покой) |
3,6 |
3 |
3,6 |
Среднее значение силы отрицательных эмоций (беспокойство, несчастье, отчаяние, разочарование) |
1,8 |
2,3 |
1,4 |
Среднее значение силы эмоций, имеющих направленность на себя (самоуважение, самоуверенность, гордость, сила) |
4,2 |
2,1 |
3,5 |
Среднее значение силы эмоций, имеющих направленность на других (забота, любовь, близость, нежность) |
3,7 |
1,9 |
3,7 |
-
Баллы даны в 5-бальной шкале.
Эмоциональная насыщенность, а так же богатство описания портрета максимально СА человека выше, чем человека минимально СА, что говорит о том, что первый образ понятнее и привлекательнее. Отдельно посчитанные коэффициенты корреляции между эмоциональным отношением к позиции максимальной СА и к собственной позиции, показали, что этот образ многим испытуемым близок (средний коэффициент корреляции 0,61). В основном, молодые люди эмоционально принимают позицию СА, но стоит отметить, что в их описаниях этот образ чаще всего никак не связан с политической деятельностью.
Литература:
Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: 1979. -
Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики (эмпирическое исследование). - М.: 1997.
-
Hermans H.J.M., The Dialogical Self: Toward a Theory of Personal and Cultural Positioning // Culture and Psychology, 2001, 7(3), p. 243-408
Статьи