Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Социальная активность глазами подростков и юношей

Автор: Левина М.Е. 
Версия для печати

Отношение подростков и юношей к социальной активности (далее СА) изучалось методом разработанного нами полуструктурированного интервью и при помощи модифицированной методики самоконфронтации Г.Херманса [3].

При обсуждении своего отношения к СА молодые люди опирались на базовое определение СА, предлагавшееся исследователем, и на свои собственные представления о ней. СА – это любая деятельность человека, целью которой является оказание влияния на окружающих его людей. Данное определение опирается на представления о социальной активности, содержащиеся в работах И.С.Кона [1], В.С.Собкина [2] и др. В процессе интервью молодые люди конкретизировали это определение примерами из своей жизни.

Методика самоконфронтации Г.Херманса, использовалась для определения эмоционального отношения испытуемых к социально активной позиции. Было получено и проанализировано 27 интервью с подростками и юношами 15-19 лет. Результаты можно представить в форме следующих тезисов.

1. Психологический портрет человека, которого респонденты называли максимально СА, обладает следующими, наиболее часто встречающимися, особенностями: коммуникабельность, организаторские способности (18 чел); физическая активность, энергичность (14 чел); увлеченность Идеей, целеустремленность (12 чел); альтруистичность, эмпатичность, желание помочь (10 чел); ум, интуиция, образованность (8 чел); масштабность действий, высокий пост (6 чел); творческий потенциал (5 чел); гражданин, патриотичность (5 чел); желание развивать общество (3 чел); жесткость характера, негуманность (2 чел).

Качества максимально социально активных людей воплощались в следующих персонажах: знакомый (10 чел); абстрактный образ (9 чел); Ленин (2 чел), Иван Грозный, Сталин, Буш, Петр I, герой фильма «Авиатор», «Политик», «Гражданин», Чацкий.

2. Психологический портрет минимально СА человека, обладает следующими, наиболее часто встречающимися, особенностями: общая пассивность, лень (16 чел); равнодушие к окружению (15 чел); некоммуникабельность (9 чел); удовлетворенность жизнью (8 чел); бесцельность (4 чел); эгоистичность (3 чел).

Качества минимально социально активных людей воплощались в следующих персонажах: Абстрактный образ (14 чел); знакомый (6 чел); Обломов (4 чел); человек БОМЖ; ослик Иа-Иа.

3. В качестве явлений, препятствующих проявлению СА в к.-л. группе, наиболее часто упоминались следующие: нехватка возможностей (12 чел); отсутствие интереса к данной группе (10 чел); группа не предполагает активности, маленькая отдача (10 чел); непринятие группой идей (8 чел); низкий статус в группе (7 чел).

4. В соответствии с методикой самоконфронтации Г.Херманса испытуемым предлагалось перевоплотиться в описанный ими ранее портрет максимально СА человека и находясь в этом образе оценить по 5-бальной шкале насколько они переживают в этом состоянии предложенные 16 чувств. Затем та же операция производилась для позиции минимальной активности и для своей собственной позиции. Эти 16 чувств оценивались по 4 шкалам: положительные, отрицательные, имеющие направленность на себя, имеющие направленность на других. Ниже представлены средние значения силы испытываемых эмоций по этим шкалам:

макс.СА

мин.СА

«Я»

Среднее значение силы положительных эмоций (удовольствие, счастье, наслаждение, внутренний покой)

3,6

3

3,6

Среднее значение силы отрицательных эмоций (беспокойство, несчастье, отчаяние, разочарование)

1,8

2,3

1,4

Среднее значение силы эмоций, имеющих направленность на себя (самоуважение, самоуверенность, гордость, сила)

4,2

2,1

3,5

Среднее значение силы эмоций, имеющих направленность на других (забота, любовь, близость, нежность)

3,7

1,9

3,7


  1. Баллы даны в 5-бальной шкале.

    Эмоциональная насыщенность, а так же богатство описания портрета максимально СА человека выше, чем человека минимально СА, что говорит о том, что первый образ понятнее и привлекательнее. Отдельно посчитанные коэффициенты корреляции между эмоциональным отношением к позиции максимальной СА и к собственной позиции, показали, что этот образ многим испытуемым близок (средний коэффициент корреляции 0,61). В основном, молодые люди эмоционально принимают позицию СА, но стоит отметить, что в их описаниях этот образ чаще всего никак не связан с политической деятельностью.

    Литература:

    Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М.: 1979.
  2. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики (эмпирическое исследование). - М.: 1997.
  3. Hermans H.J.M., The Dialogical Self: Toward a Theory of Personal and Cultural Positioning // Culture and Psychology, 2001, 7(3), p. 243-408

Новости психологии

17.01.2020 19:39:00

«Сухаревские чтения. Семья и психическое здоровье ребенка»


30.12.2019

МГППУ и ИнОбр запускают проект для преодоления школьной неуспешности


26.12.2019

О карьерных ориентациях подростков и влиянии информационной среды в журнале «Психологическая наука и образование»



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2020 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2020 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика