Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Выготский Л.С.

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Выготский Лев Семенович
Полное имя: Выготский Лев Семенович
Версия для печати
Отправить на e-mail

(1896-1934)

Выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры. Культурные знания, прежде всего знаки языка, служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект воздействует на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты). Психические функции, данные природой ("натуральные"), преобразуются в функции высшего уровня развития ("культурные").

Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие - произвольным и т.п. Все эти внутренние процессы - продукт интериоризации. "Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом - психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая". Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем "вращиваются" в его сознание.("История развития высших психических функций", 1931). На основе этой идеи В. было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о "зоне ближайшего развития", оказавшее большое влияние на современные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции В. с принципом системности. Он разработал понятие о "психологических системах", под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем - значению как "клеточке", на которой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных. Совместно с учениками В. экспериментально проследил основные стадии преобразования значений в онтогенезе ("Мышление и речь", 1934), предложил адекватную принципу развития гипотезу о локализации психических функций как структурных единиц деятельности головного мозга. Идеи В. оплодотворили не только психологию и ее различные отрасли, но также другие науки о человеке (дефектологию, языкознание, психиатрию, искусствознание, этнографию и др.).


Конференции:

XII Международные чтения памяти Выготского Л.С. - «Знак как психологическое средство: субъективная реальность культуры», состоятся 14–17 ноября 2011 г. на базе Института психологии им Выготского Л.С. Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва

XI Международные чтения памяти Л.С.Выготского - «Зона ближайшего развития» в теоретической и практической психологии», которые состоятся 14–17 ноября 2010 г. на базе Института психологии им Выготского Л.С. Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва.

Международная конференция памяти Л.С. Выготского | 24 – 26 июня 2010 | Португалия, Лиссабон
Публикации
КНИГИ:

СТАТЬИ:

Новости психологии

21.08.2017

Ученые выяснили, почему нельзя кричать на детей


18.08.2017

Проект "Отметка родителей" расскажет о детских товарах


15.08.2017

Психологи помогают детям с тяжелыми множественными нарушениями в развитии



Медиатека

Все ролики


Партнеры

мониторингнсид.рфНациональная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы
мониторингнсид.рф
Факультет психологии образованияФакультет
Психология образования
fpo.ru
Министерство образования и науки РФМодернизация педагогического образования
педагогическоеобразование.рф
Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры



Союз охраны психического здоровья
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2017 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс цитирования Яндекс.Метрика