Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Проблема возраста

Версия для печати

Статья Л.С.Выготского "Проблема возраста" состоит из трех частей.

Первая часть посвящена проблеме возрастной периодизации детского развития. В ней автор рассматривает существующие схемы периодизации детского развития, после чего выдвигает свою периодизацию, в основе которой лежит концепция детского развития, где развитие есть непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового. Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени.

В периодизации автор учел динамику переходов от одного возраста к другому. Последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов. Переход от одной стадии к другой совершается революционным путем. Переход к новому возрасту всегда ознаменован закатом прежнего возраста

В так называемых стабильных возрастах развитие характеризуется медленным или литическим течением. Эти возрасты преимущественно плавного внутреннего изменения личности ребенка, которые накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.

Критические периоды представляют собой поворотные пункты, в которых ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Кризис возникает незаметно, также для него характерно резкое обострение, происходящее обычно в середине этого возрастного периода. Содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований, которые своеобразны и специфичны, носят переходный характер. Они отмирают, как бы поглощаясь новообразованиями следующего, стабильного, возраста, включаясь в их состав как подчиненная инстанция.

Периодизация Л.С.Выготского имеет следующий вид:

Кризис новорожденности

Младенческий возраст

(2 мес. – 1 год)

Кризис одного года
Раннее детство
(1 год – 3 года)

Кризис 3 лет
Дошкольный возраст

(3 года – 7 лет)

 

 

 

 

 

 

Кризис 7 лет
Школьный возраст
(8 лет – 12 лет)

Кризис 13 лет    
Пубертатный возраст
(14 лет – 18 лет)

Кризис 17 лет

 

 

 

 

 

Вторая часть посвящена рассмотрению структуры и динамики возраста. Структура характеризует внутреннее строение процесса развития. Структурой называют такие целостные образования, которые не складываются суммарно из отдельных частей, но определяют судьбу и значение каждой входящей в их состав части. На каждой возрастной ступени находятся центральные новообразования, являющиеся ведущими для всего процесса развития. Процессы, которые связаны с основными новообразованиями называются центральными линиями развития, все другие частичные процессы, изменения, совершающиеся в данном возрасте называются побочными линиями развития. Каждый возраст обладает специфической для него, единственной и неповторимой структурой. При переходе от одного возраста к другому вместе с общей перестройкой системы сознания меняются местами центральные и побочные линии развития. В каждом данном возрасте прежде сложившаяся структура переходит в новую структуру. Отношение между целыми и частями есть динамическое отношение, определяющее изменение и развитие как целого, так и его частей. Под динамикой развития следует понимать совокупность всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста. Исходным моментом для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода является социальная ситуация развития т.е. система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Если ребенок изменился коренным образом, неизбежно должны перестроиться и эти отношения. Перестройка социальной ситуации развития составляет главное содержание критических возрастов. Она определяет тот путь, на котором социальное становится индивидуальным.

В третьей части рассматривается вопрос, связанный с диагностикой возрастного развития ребенка. Диагностикой развития называют обычно систему исследовательских приемов, имеющих задачей определение реального уровня развития, достигнутого ребенком. Это необходимо при решении всякого практического вопроса воспитания и обучения ребенка, контроля за нормальным ходом его физического и умственного развития или установления расстройств в развитии. Другую задачу диагностики развития составляет определение не созревших на сегодняшний день, но находящихся в периоде созревания процессов. Эта задача решается нахождением зоны ближайшего развития. Практическое значение данного диагностического принципа связано с проблемой обучения т.к. период созревания соответствующих функций является самым благоприятным, или оптимальным, периодом для соответствующего вида обучения. Определение актуального уровня развития и зоны ближайшего развития составляет нормативную возрастную диагностику. Общим принципом всякой научной диагностики развития является переход от симптоматической диагностики, основанной на изучении симптомокоплексов детского развития, т.е. его признаков, к клинической диагностике, основанной на определении внутреннего хода самого процесса развития. Истинный диагноз должен дать объяснение, предсказание и научно обоснованное практическое назначение.

Статья посвящена проблеме возрастной периодизации детского развития, его структуре, динамике и диагностике. Особый интерес представляет периодизация Л.С.Выготского, которая описывает возраст от 0 до 17 лет. Периодизация построена на формирующихся в процессе жизни новообразованиях, в связи с которыми и происходит переход с одной ступени развития на другую. Периодизация представляет собой целостную картину того, как ребенок развивается и взаимодействует с окружающей средой. Л.С.Выготский учел не только физиологические, интеллектуальные, но и социально-поведенческие изменения в процессе развития. Одним из важных моментов в периодизации является социальная ситуация развития, которой автор отвел огромное определяющее значение на протяжении всего развития ребенка. Так как в периодизации каждая возрастная ступень своеобразна и специфична и обладает особым набором признаков, это делает возможным проводить диагностику развития ребенка, что необходимо для предоставления адекватного обучения и воспитания. Настоящую периодизацию необходимо знать и в процессе работы учитывать особенности детских возрастов не только психологам, педагогам и врачам, но и родителям, так как это может помочь им лучше понимать своего ребенка.

Аннотацию выполнила студентка Соболева Л. Н.

Новости психологии

05.12.2019

Ведущие рассказали о содержании секций VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития


04.12.2019

Лекция «Зачем идти к нейропсихологу»


27.11.2019 13:11:00

Детский психолог. Советы психолога родителям.



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика