Проблема взрослости в современной психологии

Рубрика:  Подростки 
Ключевые слова:  взрослость 
Версия для печати

Проблема взрослости в современной психологии рассматривается в различных подходах и в понимании иногда даже противоположных друг другу. Нередко отмечается в работах разных авторов, что взрослость, зрелость, является, чем-то похожим на то, что можно назвать конечной целью и в тоже время завершением развития личности.

Например, швейцарский психолог Э. Клапаред отмечал, что зрелый возраст подобен остановке в развитии, своего рода «окаменению». С наступлением этого этапа в развитии личности, по мнению некоторых психологов, собственно развитие и прекращается, заменяясь простым изменением отдельных психологических характеристик. В своей книге «Возраста жизни», А. Толстых, так же отмечает, касательно этого вопроса, что в современной возрастной психологии очень широко распространена позиция, что зрелость, есть цель развития и одновременно ее финал. Он пишет: «Такова же, например, позиция Комитета по развитию человека при Чикагском университете, в работах которого выдвинуто принципиально важное с методологической и практической стороны понятие «задача развития». Для каждой ступени человеческой

Жизни выделяется ряд «задач развития», достаточно подробных и конкретных, — эти задачи существенно иные для дошкольного и школьного детства, ранней и поздней юности и т.д. И лишь по отношению к зрелой личности «задачи развития» никак не сформулированы, что, по-видимому, не случайность, а результат заложенной в основание данных работ теоретической концепции».

В представлениях других психологов существует иная позиция касательно феномена взрослости, когда взрослость рассматривается не как конечная цель, где результат есть остановка и следовательно стагнация человека как личности, а где достижение зрелости является очередным и необходимым этапом в развитии личности, со своими специфическими задачами. Представление о зрелости как о расцвете личности имеет не только исторический и культурный интерес, оно важно с точки зрения собственно современных проблем психологии зрелости.

Например, американский психолог А. Маслоу использует такое понятие как самоактуализация, то есть стремление стать как можно лучше, превзойти себя, реализовать себя как можно полнее. На этом этапе перед взрослым стоит ряд существенных задач, выражающихся в самоактуализации взрослого человека, таких как, например, выбрать спутника жизни, дать самое лучшее своим детям, достичь совершенства в профессии, быть преданным и интересным другом.

Отсюда потребность в постоянной работе над собой, в постоянном стремлении стать выше себя самого. Эту идею также выражает популярный психолог Э. Эриксон, считая, что важнейшим самоощущением взрослого человека является чувство неуспокоенности, где личность не перестает расти и внутренне обогащаться, где не возникает остановки и чувства опустошенности. Тогда, исходя из этого, нам будет не сложно понять, что тогда имел в виду великий Микеланджело, когда на вопрос кардинала, зачем он стоит в такой холодный ветреный день у входа в Колизей, он ответил: «Я все еще учусь!»

Подходя и рассматривая личность как целостность, где личность существует в постоянном изменении и развитии, где каждый предыдущий этап в развитии, есть основа для грядущего, мы можем рассматривать и психологическую взрослость именно как этап, а не как цель всего развития, ибо в развитии вообще не может быть конечной цели, поскольку человек еще жив и может сделать еще один новый шаг.

Проблема остается проблемой. С чем мы можем сегодня сталкиваться и что мы можем наблюдать, так это то, что развитие биологическое и психологическое далеко и не всегда идут друг за другом. Поэтому отсюда с одной стороны, мы можем выделить, так называемый паспортный возраст или паспортную взрослость, которая в основе своей связанна с биологическим возрастом, а с другой стороны, психологический возраст личности. Как отмечают многие авторы, возраст, в котором происходит переход от детства к взрослой жизни, является одним из наименее изученных в психологии (И.С. Кон, А.В. Толстых, Н.Ю. Игнатова). И. Кон отмечает: «К сожалению, психологическая специфика этой фазы изучена очень мало.

Хотя экспериментальная психология работает в основном с взрослыми, ее данные до самого последнего времени не анализировались под углом зрения психологии развития. Одни психологи считают возраст от 20 до 60 лет единым периодом устойчивого равновесия. Другие различают в нем фазу подъема (приблизительно до 40-50 лет), за которой начинается постепенный спад. Третьи подчеркивают множественность и разнонаправленность возрастных изменений».

Мы же попытаемся взглянуть на проблему через призму культурно-антропологических и этнопсихологических исследований, сделанных М. Мид, Л.С. Выготским, Леви-Брюлем и другими, свидетельствующих, что переход от детского онтогенеза к взрослой жизни и тот или иной срок наступления взрослости является исторически-обусловленным феноменом.

В одном случае, рассмотрев на примере, который мы могли бы назвать «преждевременным взрослением», нам приходилось наблюдать, что у старшего ребенка в семье, (у которого, например, погибли отец и мать и который вынужден следить и воспитывать своих младших братьев и сестер) полностью меняется характер и образ жизни, так же как и психологический строй личности. Из ребенка, он должен превратиться во взрослого, взяв на себя весь груз ответственности за свою семью. Несмотря на то, что его биологический, паспортный возраст может не превышать пятнадцати лет, мы можем наблюдать, что в психологическом плане, этот ребенок старше, чем многие его сверстники и больше походит на взрослого. Напротив мы нередко наблюдали и сталкивались с так называемым великовозрастным инфантилизмом, с социальной, нравственной и гражданской неразвитостью молодого человека. Где человек в возрасте тридцати лет, не желает принимать на себя ответственность за себя и за свою жизнь, не способный самостоятельно сделать выбор и принять решение, не готовый с психологической стороны создавать семью.

В России достигая возраста восемнадцати лет, а в США двадцати одного года, индивид является полноправным членом соответствующего общества, несущим полную ответственностью, который может и должен выполнять связанные с этим социальные роли и обязанности, реализуя, таким образом, свои индивидуальные человеческие возможности. Так что же тогда делает человека в одном случае взрослым, а в другом нет? Как совершается переход от детства к взрослости?

Ответить на вопрос можно по-разному. Во многих культурах и обществах вхождение молодых людей во взрослое сообщество сопровождается соответствующими инициациями. Обращаясь к работе Д. Громова «Изменение психологических характеристик личности в процессе прохождения процедур инициационного типа» под инициацией понимается: «Переход индивида из одного статуса в другой... и действия, оформляющие этот переход». Особенность инициации состоит в выделении индивида из традиционного устоявшегося группового «мы», лишение его чувства единицы, входящей в некую общность и возложение на него индивидуальной ответственности за происходящее.

Инициации подобного рода мы можем наблюдать во все времена истории. Так, в ритуале инициации видится прообраз нынешних обрядов, знаменующих взросление подрастающего поколения, символизирующих их социальную зрелость (например, вручение паспорта, посвящения в молодые рабочие, в студенты и т.д.). Этот ритуал олицетворяет, символизирует окончание детства и наступление взрослой жизни и сопровождается многочисленными испытаниями.

В другом случае мы можем предположить другой способ и возможность перехода от детства к взрослой жизни. И. Кон подчеркивал: «Выбор себя как личности осуществляется посредством многократного выбора поступков, каждый из которых в отдельности может казаться малозначащим. Как же преломляется это в субъективной диалектике свободы и ответственности?» В современной культуре, особенно в европейских странах, странах северной Америки, где высоко развита экономика, индивид, стоящий на пороге к взрослой жизни может самостоятельно принять возможность перехода из одного статуса к другому или отложить его. В случае инициации, где часто индивид несамостоятельно включается в тот или иной статус и вынужден принимать возложенные на него обязательства, не способен нести ответственность целиком и полностью для себя, скорее только ответственность для кого-то, поскольку общее решение не было выбрано им самостоятельно. В случае высокоразвитых стран, юноша, оставаясь на попечении семьи, имеет возможность самостоятельно и неторопливо выбрать ту или иную линию своей будущей жизни, где решение принятое им в будущем займет к нему совершенно иную позицию — оно будет является его собственным и принадлежать ему. Это решение не будет является чем-то данным из вне, как в случае инициации, поскольку оно выбрано самим субъектом и субъект уже не будет отождествлять себя с той или иной линией жизни и сможет занять надситуативную позицию, ощущая себя источником своих действий.

Отметив отрицательные стороны в инициации, мы должны последовательно обратиться к наиболее важному вопросу об осознанности и инициативности.

Работы культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, концепция развития волевой сферы личности Г.Г. Кравцова свидетельствуют о том, что магистральной линией развития в онтогенезе является развитие воли. Издавна в человеке выделяли три сферы психики: интеллект, эмоции и волю, где все три сферы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. С подобных позиций, сознательность и инициативность являются нам вместе, беря начало от самого субъекта и таким образом принадлежащие ему и по праву имеющие право называться волевыми.

К вопросу об ответственности мы полагаем ее основным фактором психологической взрослости, как в случае инициации, так и в случае самостоятельного выбора. Ответственность характеризует личность с точки зрения выполнения ею каких-то социальных или нравственных требований. Юридически ответственное лицо — это лицо, ответственное перед законом.

Ответственность — это необходимость дать ответ за свои действия или поступки. Однако, индивид ответственный только там, где он сам есть источник действия и где он полностью осознает возможный исход своих деяний. Так вот, например, умалишенного человека, не возможно наказать, именно по причине неспособности предвидеть свои действия и, следовательно, неспособного понести ответ за свои действия. Поэтому решение о возможном наказании и необходимости понести ответ, строится с разных сторон. С первой стороны мог ли субъект предвидеть тот или иной результат своих действий или бездействий. С другой стороны был ли он источником на момент совершения или несовершения действия, то есть исходила ли инициатива от него или действие было выполнено, например, под принуждением.

Взрослый человек, в отличии от юноши, не зависит больше от родителей, он должен сам обеспечивать свое существование, делать порой сложные и жизнеопределяющие выборы. Где наказание за ошибку совсем не такое как в детские годы — это не двойка в дневнике и не наказание со стороны матери. Степень ответственности и наказание за ошибки во взрослой жизни совершенно другие и более тяжелые, — это напрасно прожитые годы. Разделить ответственность и жизнь взрослого человека невозможно. Свобода и ответственность всегда предполагают друг друга.

Это поэтически образно выразил Леонид Мартынов

Я уяснил,
Что значит быть свободным.
Я разобрался в этом чувстве трудном,
Одном из самых личных чувств на свете.
И знаете, что значит быть свободным?
Ведь это значит быть за все в ответе!

А. Толстых писал: «Сознание ответственности и стремление к ней есть решающий признак зрелости. Психологически ответственное лицо — это личность, отвечающая за себя, за содержание своей жизни и отвечающая прежде всего перед собой и другими людьми. Основными моментами ответственности можно считать наличие способности к собственному суждению и умение выбирать линию поведения. Американский писатель Т.Уайлдер в своем романе «Мартовские иды» несколько парадоксально связал ответственность со свободой, заметив, что «свобода есть ответственность». Это очень глубокое суждение, позволяющее пояснить многое в сущности зрелого возраста».

В дальнейшем, экспериментальное изучение ответственности как основополагающего фактора психологической взрослости даст новое освещение весьма значимому, и для психологии личности, и для психологии развития периоду жизни человека.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений в шести томах. — М., 1982-1984. Т. 3
  2. Громов Д.В. Изменение психологических характеристик личности в процессе прохождения процедур инициативного типа. Дис. канд. псих. наук. Спец. 19.00.07. — М., 2002
  3. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М., 1984
  4. Кравцов Г. Психологические проблемы начального образования: Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. — М., 1930
  5. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.
  6. Толстых А.В. Возраста жизни. — М/ Мол. гвардия, 1988
  7. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб., 1996