Периодизация детского развития:опыт понимания

Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати
В статье обсуждается различие типов ведещей деятельности, относящихся к выделенным Д.Б. Элькониным системам "ребенок - общественный взрослый" и "ребенок - общественный предмет". Описываются и анализируются ситуации, характерные для обеих систем, выделяются специфичные типы действий. Показано, что в деятельностях типа "ребенок-общественный предмет" возникает различение естественного и культурного (искусственного) действия, а механизмом различения становится специально организованное пробное действие со специально культурно выстроенным предметом. В деятельностях типа "ребенок - общественный взрослый" механизмом развития является целостное воссоздание ситуаций действия, в котором действующий обнаруживает собственное переживание - состояние. Выделенные механизмы развития обсуждаются в терминах научного и художественного моделирования.