Детская психология
 

Библиотека


Отрасли        психологии


RSS Настроить






Этапы формирования личности в онтогенезе

Автор: Божович Л.И. 
Тип: статья
Версия для печати

Аннотация 1

В данной статье рассматривается подростковый кризис, его анализ и предпосылки, а также важнейшие личностные новообразования, завершающие этот период развития ребенка. Автор полагает, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей составляет основу кризиса подросткового возраста, по мнению Л. И. Божович.

У подростка постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения в виде определенных требований, которые подростки предъявляют к людям и самому себе. Для подростка эмоциональная привлекательность образца определяется тем, насколько образец воплощает в себе требования, которые он предъявляет к человеку.

У подростка возникает рефлексия как особый, самостоятельный вид деятельности. Материалы исследований Л. С. Седова и Т. В. Драгуновой показали, что общими для всех подростков, независимо от различий в их социолизации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т. е. достигнуть избранного образца.

Большое значение для подростка имеет расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни. Подросток в отличие от младшего школьника обращен в будущее, хотя это будущее представляется ему еще очень туманно. Мечта для подростка выполняет ту же функцию, что игра в дошкольном детстве: и то, и другое представляет собой способ реализации тех аффективных тенденций, которые не могут найти воплощение в их повседневной жизни.

Далее автор говорит о наличии у подростка устойчивых личностных интересов, которые делают его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным. Подросток как бы обретает волю. Переходный критический период завершается возникновением самоопределения. Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (16-17 лет). Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта.

В заключении Л. И. Божович говорит о том, что развитие сознания в онтогенезе характеризуется тем, что в нем все большую роль начинают играть процессы познания и осознания субъектом самого себя как некоторого единого целого, способного и стремящегося к активному самовыражению. В подростковом возрасте возникает самосознание – способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение. Формирование личности осуществляется не в условиях приспособления субъекта к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку окружающей среды и самого себя.

В данной статье автор очень подробно раскрывает основные закономерности развития в подростковом возрасте, приводя результаты исследований различных авторов по данной тематике, и дает определения основных психологических понятий, новообразований данного возраста.

Аннотация 2

Статья Лидии Ильиничны Божович разделена на три больших блока, в которых описано развитие ребёнка и формировании его личности на разных возрастных ступенях, включая кризисные периоды. В статье каждый возрастной этап характеризуется новым положением ребёнка в системе принятых обществом отношений. В соответствии с этим описано содержание каждого возраста: взаимоотношения с окружающими ребёнка людьми, его ведущая деятельность и новообразования каждого возраста.

Первый блок посвящён описанию становлению, формированию высших психических функций и их развитию в соответствии с развитием ребёнка. Автор считает, что ВПФ представляет собой сплав элементарных психических функций. ВПФ, единожды сформировавшись, становятся устойчивыми новообразования, распад которых может возникнуть только в старческом возрасте или в результате аномального развития. А также такие новообразования являются, по мнению Лидии Ильиничны, необходимым условием, для существования человека как социального индивида. Здесь автор приводит в пример доводы Л.С. Выготского.

В первом же блоке есть статья описывающая, кризисные возраста: кризис 3, 7, и 12 – 15 лет. Здесь автор рассматривает кризисы скорее в общих их чертах, нежели конкретно. В третьей части первого блока Лидия Ильинична выделяет и подробно рассматривает кризис 1 года, плавно переходя к рассмотрению детей раннего детства. Автор пишет, что в этом возрасте 1 – 2 лет во главу ВПФ становится память, подкрепляя это примерами из дневника наблюдений Н.А. Менчинской. А вот со второго года жизни, наступает новый этап формирования личности ребёнка, длящийся до 3 лет. Лидию Ильиничну интересуют здесь только процессы, приводящие к формированию центрального новообразования этого периода. В ходе рассмотрения раннего возраста, автор выяснила, что главным новообразованием, является «система Я». Здесь же автор описала и кризис 3 лет.

Во втором блоке, этой статьи, автор подробно рассматривает кризис 7 лет. Лидия Ильинична в первую очередь указывает здесь на то, что ребёнок в возрасте семи лет пытается занять новое положение в обществе, он стремится стать взрослым, это, как правило, выражается в желании пойти в школу. Появление такого стремления, как пишет автор, возникает на том уровне, когда ребёнку становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта человеческих отношений. Здесь впервые происходит осознание ребёнком разницы между его социальным положением и его внутренней позицией. Однако отношение ребёнка к взрослому не исчезает, а остаётся прежнем, эмоционально окрашенным. При этом дети воспроизводят не только отдельные действие взрослого, но и подражают всем сложным формам деятельности человека. Как правило, это отражается в сюжетно – ролевой игре. А так же в этом возрасте, по описанию автора, происходит формирование житейских и научных понятий.

Третий блок посвящён описанию формирования личности у подростков, а так же подробному рассмотрению подросткового кризиса. Автор пишет о том, что подростковый кризис отличается от всех остальных кризисов и является затяжным переходом от детства к зрелости. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка к миру и самому себе. Не маленькую роль в подростковом возрасте играют внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, раннее сформировавшиеся привычки, черты характера, зачастую мешающие подростку достичь желаемого результата. В этом возрасте возникает и формируется теоретическое мышление, опирающееся на научные знания. Это, как пишет автор, служит источником для многих изменений в психике ребёнка. Так же у подростка возникает самооценка, но она достаточно противоречива; он сознательно воспринимает себя как личность значимую, даже исключительную, вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он пытается не допустить в сознание. Фактически подросток остаётся ещё типичным школьником. Учение, школа, взаимоотношения с товарищами заполняют почти всё его время и составляют главное содержание его жизни. Но вместе с этим меняется внутренняя позиция подростка и его личностные интересы.

В заключении Лидия Ильинична указывает на то, что чем выше уровень развития личности ребёнка, тем свободнее он становится. Формирование его личности, как указывает автор, происходит в условиях постоянной творческой активности ребёнка, направленной на перестройку самого себя и окружающей среды.

Аннотацию выполнла студентка Шимкус Л.В.

Новости психологии

05.12.2019

Ведущие рассказали о содержании секций VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития


04.12.2019

Лекция «Зачем идти к нейропсихологу»


27.11.2019 13:11:00

Детский психолог. Советы психолога родителям.



Медиатека

Все ролики


Партнеры

Центр игры и игрушкиЦентр игры и игрушки
psytoys.ru

Информационные партнеры


Союз охраны психического здоровья

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2019 Детская психология  — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2017 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

  Яндекс.Метрика