Детская психология
 

Этапы формирования личности в онтогенезе

Автор: Божович Л.И. 
Тип: статья
Версия для печати

Аннотация 1

В данной статье рассматривается подростковый кризис, его анализ и предпосылки, а также важнейшие личностные новообразования, завершающие этот период развития ребенка. Автор полагает, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей составляет основу кризиса подросткового возраста, по мнению Л. И. Божович.

У подростка постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения в виде определенных требований, которые подростки предъявляют к людям и самому себе. Для подростка эмоциональная привлекательность образца определяется тем, насколько образец воплощает в себе требования, которые он предъявляет к человеку.

У подростка возникает рефлексия как особый, самостоятельный вид деятельности. Материалы исследований Л. С. Седова и Т. В. Драгуновой показали, что общими для всех подростков, независимо от различий в их социолизации, являются те психологические особенности, в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т. е. достигнуть избранного образца.

Большое значение для подростка имеет расхождение между возникшими у него потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их реализации. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осознанием и утверждением себя как личности, и положением школьника вызывает у него желание вырваться за рамки повседневной школьной жизни. Подросток в отличие от младшего школьника обращен в будущее, хотя это будущее представляется ему еще очень туманно. Мечта для подростка выполняет ту же функцию, что игра в дошкольном детстве: и то, и другое представляет собой способ реализации тех аффективных тенденций, которые не могут найти воплощение в их повседневной жизни.

Далее автор говорит о наличии у подростка устойчивых личностных интересов, которые делают его целеустремленным, внутренне более собранным и организованным. Подросток как бы обретает волю. Переходный критический период завершается возникновением самоопределения. Оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (16-17 лет). Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта.

В заключении Л. И. Божович говорит о том, что развитие сознания в онтогенезе характеризуется тем, что в нем все большую роль начинают играть процессы познания и осознания субъектом самого себя как некоторого единого целого, способного и стремящегося к активному самовыражению. В подростковом возрасте возникает самосознание – способность направлять сознание на свои собственные психические процессы, включая и сложный мир своих переживаний. В конце переходного возраста в качестве новообразования этого периода возникает самоопределение. Формирование личности осуществляется не в условиях приспособления субъекта к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку окружающей среды и самого себя.

В данной статье автор очень подробно раскрывает основные закономерности развития в подростковом возрасте, приводя результаты исследований различных авторов по данной тематике, и дает определения основных психологических понятий, новообразований данного возраста.

Аннотация 2

Статья Лидии Ильиничны Божович разделена на три больших блока, в которых описано развитие ребёнка и формировании его личности на разных возрастных ступенях, включая кризисные периоды. В статье каждый возрастной этап характеризуется новым положением ребёнка в системе принятых обществом отношений. В соответствии с этим описано содержание каждого возраста: взаимоотношения с окружающими ребёнка людьми, его ведущая деятельность и новообразования каждого возраста.

Первый блок посвящён описанию становлению, формированию высших психических функций и их развитию в соответствии с развитием ребёнка. Автор считает, что ВПФ представляет собой сплав элементарных психических функций. ВПФ, единожды сформировавшись, становятся устойчивыми новообразования, распад которых может возникнуть только в старческом возрасте или в результате аномального развития. А также такие новообразования являются, по мнению Лидии Ильиничны, необходимым условием, для существования человека как социального индивида. Здесь автор приводит в пример доводы Л.С. Выготского.

В первом же блоке есть статья описывающая, кризисные возраста: кризис 3, 7, и 12 – 15 лет. Здесь автор рассматривает кризисы скорее в общих их чертах, нежели конкретно. В третьей части первого блока Лидия Ильинична выделяет и подробно рассматривает кризис 1 года, плавно переходя к рассмотрению детей раннего детства. Автор пишет, что в этом возрасте 1 – 2 лет во главу ВПФ становится память, подкрепляя это примерами из дневника наблюдений Н.А. Менчинской. А вот со второго года жизни, наступает новый этап формирования личности ребёнка, длящийся до 3 лет. Лидию Ильиничну интересуют здесь только процессы, приводящие к формированию центрального новообразования этого периода. В ходе рассмотрения раннего возраста, автор выяснила, что главным новообразованием, является «система Я». Здесь же автор описала и кризис 3 лет.

Во втором блоке, этой статьи, автор подробно рассматривает кризис 7 лет. Лидия Ильинична в первую очередь указывает здесь на то, что ребёнок в возрасте семи лет пытается занять новое положение в обществе, он стремится стать взрослым, это, как правило, выражается в желании пойти в школу. Появление такого стремления, как пишет автор, возникает на том уровне, когда ребёнку становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта человеческих отношений. Здесь впервые происходит осознание ребёнком разницы между его социальным положением и его внутренней позицией. Однако отношение ребёнка к взрослому не исчезает, а остаётся прежнем, эмоционально окрашенным. При этом дети воспроизводят не только отдельные действие взрослого, но и подражают всем сложным формам деятельности человека. Как правило, это отражается в сюжетно – ролевой игре. А так же в этом возрасте, по описанию автора, происходит формирование житейских и научных понятий.

Третий блок посвящён описанию формирования личности у подростков, а так же подробному рассмотрению подросткового кризиса. Автор пишет о том, что подростковый кризис отличается от всех остальных кризисов и является затяжным переходом от детства к зрелости. В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребёнка к миру и самому себе. Не маленькую роль в подростковом возрасте играют внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, раннее сформировавшиеся привычки, черты характера, зачастую мешающие подростку достичь желаемого результата. В этом возрасте возникает и формируется теоретическое мышление, опирающееся на научные знания. Это, как пишет автор, служит источником для многих изменений в психике ребёнка. Так же у подростка возникает самооценка, но она достаточно противоречива; он сознательно воспринимает себя как личность значимую, даже исключительную, вместе с тем внутри его гложут сомнения, которые он пытается не допустить в сознание. Фактически подросток остаётся ещё типичным школьником. Учение, школа, взаимоотношения с товарищами заполняют почти всё его время и составляют главное содержание его жизни. Но вместе с этим меняется внутренняя позиция подростка и его личностные интересы.

В заключении Лидия Ильинична указывает на то, что чем выше уровень развития личности ребёнка, тем свободнее он становится. Формирование его личности, как указывает автор, происходит в условиях постоянной творческой активности ребёнка, направленной на перестройку самого себя и окружающей среды.

Аннотацию выполнла студентка Шимкус Л.В.

Новости психологии

17.10.2021

День отца впервые отмечают в России


12.10.2021 12:32:00

Открылся телефон бесплатной психологической помощи для родителей


12.10.2021

||| Конгресс "Психическое здоровье человека XXI века"



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2021 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2021 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика