Перестройки самосознания в онтогенезе

Автор: Худоян С.С.  
Рубрика:  Дошкольники 
Ключевые слова:  Я-концепция  самосознание 
Версия для печати
Возрастные перестройки самосознания рассматриваются в контексте предложенной автором периодизации развития, в которой каждый этап представляется как процесс решения определенной проблемы развития. Первая проблема считается формирование субъекта видовой (до 7-8 лет), вторая- половой (с 9,10-18, 22 лет), третья – социальной (с 22-35,45 лет) активностей. Последней проблемой считается самоисчерпание (с 45 до конца жизни). На каждом этапе происходят перестройки самосознания, человек начинает осознавать себя в качестве субъекта определенной активности. На первом этапе формируется видовое самосознание, на втором половое, на третьем человек осознает себя в качестве субъекта социальной (семейной и трудовой) активности, а на последнем этапе развития человек осознает себя смертным.

Как известно, в процессе возрастного развития самосознание человека несколько раз как бы «пробуждается» (около трех лет, в подростковом возрасте…). В возрастной психологии эти изменения рассматриваются как периоды индивидуации (Блосс, 1962), рождения Я (Слободчиков, Цукерман, 1996), кризис идентичности (Эриксон, 1996) и т. п. Естественно, что в течение жизни самосознание не просто вновь и вновь «пробуждается» (подобный повтор был бы бессмысленным), а претерпевает качественные перестройки, меняется его содержание, образ сознающего себя субъекта. Как справедливо отмечает И. С. Кон: «Понятие идентичности… означает не тождество субъекта с самим собой («я» = «я»), а его осознанную принадлежность к определенной категории людей («социальная идентичность», «половая идентичность» и т.д.)…» (Кон, 1981. С. 25). Осознавая себя, человек не только выделяет, дифференцирует свое «Я» от «не-Я», но также и делает обобщение, категоризацию, как бы отвечает на вопрос кто Я. В житейском сознании эти категоризации отражены в таких понятиях как ребенок, юноша, взрослый, старик, а у многих народов также и в возрастных традициях - например, в изменении имени субъекта, в его посвящении, в принятии в другую возрастную группу и т.п.

Наши исследования показали, что в процессе онтогенеза, на каждом возрастном этапе (от детства до позднего возраста) происходят качественные перестройки самосознания, человек, начинает воспринимать, осознавать себя в качестве субъекта определенной активности (Худоян, 2004). До пояснения сказанного, вкратце представим теоретические представления, лежащие в основе наших исследований. В первую очередь, они основаны на предложенной нами возрастной периодизации (Худоян, 2004), в которой каждый этап развития рассматривается как процесс разрешения определенной «био-психо-социальной» проблемы (имеется в виду, что проблема развития актуализируется и решается на всех трех уровнях). Под понятием «проблема развития», мы понимаем генетически заданную, отраженную на психологическом и социальном уровне, данную в определенных условиях развития «цель», конечный результат, на достижение которой направлен процесс онтогенеза на конкретном возрастном этапе. При этом проблемы развития мы не рассматриваем как субъективные феномены, в основе которых лежат сознательные цели. Они существуют объективно и отражают естественные «цели» развития, сформированные в процессе эволюции. Здесь мы основываемся на широко распространенный в биологических науках «целевой» или «телеономический» подход, согласно которому биологическим системам свойственна естественная целенаправленность или целесообразность, в которых отсутствует акт субъективного, сознательного целеполагания, а сама «цель» (конечное состояние, результат, на который направлен процесс) формируется на основе объективных природных закономерностей (Нигматулин, 2005). В то же время, естественные «цели» развития могут отражаться также на психологическом и социальном уровне (например, в желаниях субъекта или требованиях общества) и превращаться в субъективные, сознательные феномены. Именно эти естественные «цели» отражают смысл и основное направление процесса развития, определяют особенности новообразований на каждом возрастном этапе. При этом новообразования каждого возрастного периода мы рассматриваем как «шаги» на пути к решению определенной проблемы развития. Например, такие видовые новообразования детского возраста, как речь, мышление, прямохождение и др. можно рассматривать как шаги на пути формирования субъекта видовой активности - исходной проблемы данного этапа развития.

На основе анализа функционального значения системы новообразований основных циклов развития человека (детство, отрочество, зрелость, старость) нами были выделены четыре исходные проблемы развития и соответственно четыре возрастных этапа, направленных на их разрешение. Первой проблемой развития мы считаем формирование субъекта видовой активности (с эмбрионального периода до 7-8 лет). Фактически, с начала зачатия до начала этапа полового созревания все основные биологические (имеем в виду новообразования эмбрионального периода), психические, поведенческие и социальные новообразования являются видовыми свойствами (прямохождение, речь, мышление, сознание и т.п.), следовательно, «целью» процесса развития на этом этапе является формирование субъекта видовой активности, т.е. человека. Второй проблемой, которая разрешается на втором этапе развития (8, 9 — 18, 20 лет), является формирование субъекта половой активности (с этим процессом связаны основные новообразования этого возраста). Примерно в 20 лет заканчивается процесс формирования субъекта половой активности, т.е. юноша, как в биологическом, так и в психологическом и социальном смыслах становиться половозрелым. Именно с этого периода, на наш взгляд, начинается актуализация третьей проблемы развития, которую можно определить как формирование субъекта социальной активности, т.е. субъекта семейной и трудовой активности. Этот этап развития охватывает период с 22 до 35, 45 лет. И, наконец, последнюю проблему, и этап развития (с 40, 45 лет до конца жизни) мы охарактеризовали как самоисчерпания. Реализуя себя как субъекта половой, семейной и трудовой активности, тем самым человек исчерпывается.

Специфической особенностью онтогенеза человека можно считать то, что процесс развития происходит в двух принципиально разных формах – спонтанно и сознательно. Спонтанное развитие происходит, в основном, по биологическим и социальным программам. На этом уровне проблема, на разрешение которой направлен процесс развития, не актуальна для субъекта, он не воспринимает себя ее носителем и не осуществляет целенаправленную деятельность для ее разрешения. Однако, в определенный период каждого возрастного этапа, человек начинает ясно осознавать направление собственного развития, себя, как субъекта этого процесса, а решение проблемы развития осуществляется, в основном, на сознательном уровне. На каждом возрастном этапе можно четко выделить периоды перехода из спонтанного к осознанной, целенаправленной форме развития. Эти периоды считаются критическими и сопровождаются перестройками самосознания, системы «Я» (например, кризисы трех лет, подросткового возраста и др.).

На основе представленных теоретических положений мы попытались выяснить содержание так называемых «пробуждении» или перестроек самосознания в процессе возрастного развития. Как известно первое пробуждение самосознания происходит в дошкольном возрасте, около трех лет. Как показали наши исследования (Худоян, 2004), в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя, как человеческое существо, т.е. в нем пробуждается видовое самосознание, носящее диффузный характер, не имеющее четких дифференциации, например, половой сферы, социальных ролей. После пробуждения самосознания ребенок, с одной стороны, начинает изучать, что собой представляет человек (это проявляется, например, в рисунках детей этого возраста), с другой, «экспериментировать» собой и самоутверждаться в качестве полноценного человека (например, в ролевых играх, подражая взрослым). Свою полноценность он пытается доказать также на словах, например, объявляет, что он взрослый, придумывает фантастические истории о своей «взрослой» жизни. При этом как показали исследования, для ребенка понятия «взрослый» и «полноценный человек» синонимичны, он не воспринимает себя взрослым по возрасту или по физическим характеристикам, а просто настаивает на своей полноценности (Худоян, 2004).

Психопатология, как известно, часто дает ценнейший материал для исследования нормального развития человека. Относительно дошкольного возраста определенный интерес, на наш взгляд, представляет феномен детского аутизма. Многие симптомы этого заболевания свидетельствуют о видовой отчужденности ребенка, а в случае болезненных метаморфоз связанных с собственным «Я», ребенок просто отрицает свою видовую принадлежность, входит в образ животного, растения и даже неодушевленного предмета, отказывается от прямохождения, человеческой речи, проявляет полное безразличие к людям, в своих рисунках изображает только животных или искаженных людей. При этом эти расстройства проявляются после трех лет, т.е. после пробуждения видового самосознания, а в более позднем возрасте почти не встречаются.

Вторая перестройка самосознания происходит в подростковом возрасте, в 11-15 лет. В рамках диффузного видового самосознания дифференцируется половой аспект, подросток начинает воспринимать, осознавать себя в качестве субъекта половой активности. Если на предыдущем этапе развития ребенок стремится стать взрослым и понятие «взрослый» для него означает полноценный человек, то теперь: «Стать взрослым – значит стать мужчиной или женщиной…» (Кон, 1988. С. 219). Общество также начинает осознавать подростка как субъекта половой активности, что проявляется, например, в изменении направленности воспитания, а у примитивных народов – в обрядах инициации. С этого периода процесс формирования субъекта половой активности превращается в целенаправленную деятельность. Подростки начинают активно интересоваться вопросами пола и половых отношений, экспериментируют полоролевое поведение, подражают взрослым. Этот экспериментальный период можно сравнить с игровым периодом предыдущего этапа, когда дети, подражая взрослым, как бы экспериментируют формы человеческого поведения вообще. Что касается возрастных особенностей психопатологических проявлений подросткового возраста, то они часто напоминают обостренный и искаженный вариант кризисных симптомов (например, озабоченность внешностью проявляется как дисморфофобический синдром), а при метаморфозах «Я» нарушается половая идентичность, формируется стойкое осознание своей принадлежности к противоположному полу.

Согласно некоторым авторам в период от 25 - 30 лет происходит новое, третье рождение «Я» (Моргун, Ткачева, 1981). Иными словами самосознание перестраивается - человек начинает осознавать и оценивать себя, как субъекта социальной, т.е. семейной и трудовой активностей. Становятся актуальными вопросы, относящиеся к этой сфере: «Каким должен быть жена/муж, родитель?», «Правильно ли я выбрал профессию?», «Что я представляю мной как семьянин, профессионал?», «Как нужно строить семейные и трудовые взаимоотношения?» и т.п. Отвечая на эти вопросы, молодой человек формирует концепции семейной и трудовой активностей, а также собственного «Я» как субъекта этих активностей.

Приблизительно во второй половине шестого десятилетия, согласно нашей гипотезе, происходит новая перестройка самосознания - человек начинает осознавать себя смертным (Худоян, 2004). Насколько нам известно, идея о перестройке самосознания в позднем возрасте в психологии развития не рассматривалась. Однако в литературе можно встретить немало фактов, идей и эмпирических исследований, свидетельствующих о качественных изменениях самосознания в позднем возрасте, и о том, что эти изменения связаны с осознанием себя смертным (Маккарти, 1981 и др.). Так, С. Маккарти находит, что после 55 лет идея смерти начинает осознаваться, и объясняет это следующим образом: «Возрастающий спад физических сил, жизненной энергии, полового потенциала, а также потеря любимых людей и товарищей, выход на пенсию… заставляют человека думать, что час смерти приближается» (Маккарти, 1981. С. 12).

В качестве непроверяемой гипотезы можно предположить о существовании еще одной перестройки самосознания или качественного развития последней перестройки. Речь идет об осознании собственного Я как умершего. Это явление представляется, например, в тибетской книге мертвых – «Бардо тедол». В ней описывается этап неопределенности (при всех перестройках самосознания можно проследить такой этап), когда умерший «…спрашивает себя: «Жив я или мертв!» - и не может ответить» (Тибетская книга мертвых, 1995. С. 38). Потом происходит осознания себя как умершего (Тибетская книга мертвых, 1995. С. 45).

Литература

  1. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988.
  2. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981, Т.2, № 1. С. 25-38.
  3. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд. МГУ, 1981.
  4. Нигматуллин Ч.М. Целеполагание основных биологических систем: организм, популяция, сообщества и биосфера // Вестник Нижегородского университета им Н.И. Лобачевского. Серия Биология. Вып. 1 (9), 2005. Н.Новгород: ННГУ. С. 142 – 153.
  5. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии, 1996. № 5. С. 51–57.
  6. Тибетская книга мертвых, М: «Двойная звезда», 1995.
  7. Худоян С.С. Критические возрасты развития личности. Ереван: Зангак-97, 2004 (на арм. языке).
  8. Эриксон Э. Детство и общество. Санкт-Петербург: Ленато, 1996.

Аннотация

Возрастные перестройки самосознания рассматриваются в контексте предложенной автором периодизации развития, в которой каждый этап представляется как процесс решения определенной проблемы развития. Первая проблема считается формирование субъекта видовой (до 7-8 лет), вторая- половой (с 9,10-18, 22 лет), третья – социальной (с 22-35,45 лет) активностей. Последней проблемой считается самоисчерпание (с 45 до конца жизни). На каждом этапе происходят перестройки самосознания, человек начинает осознавать себя в качестве субъекта определенной активности. На первом этапе формируется видовое самосознание, на втором половое, на третьем человек осознает себя в качестве субъекта социальной (семейной и трудовой) активности, а на последнем этапе развития человек осознает себя смертным.

Annotation

S.S. Khudoyan

Age reorganizations of self-consciousness are considered in the context of ontogenetic periodization offered by the author, in which each stage is represented as a process of a certain developmental problem solution. The first problem is the formation of specie’s specific features (0 - 7, 8 years). The second problem is the formation of a subject of sexual activity (from 9, 10-18, 22 years). The third problem is the formation of a subject of social (family and work) activity (22 - 35, 45 years). The last problem is the self-exhaustion (from 45 up to the end of life). At each stage a reorganization of self-consciousness takes place. During this reorganization the person becomes aware of himself as a subject of a certain activity. At the first stage the person becomes aware of himself as a human, at the second – the sexual self-consciousness is formed, on the third – the person becomes aware of himself as a subject of social activity (family and professional activity), and at the last stage of development the person becomes aware of himself as a mortal.