Подходы к диагностике самосознания у лиц с особенностями в развитии

Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

Проблема идентичности - один из неизученных вопросов в психологии. В середине 20 века установились две логики исследования личности: 1) типологизирование личностей. Тогда при исследовании теряется сам объект изучения. 2) понимание личности как неповторимой сущности. Здесь конкретное эмпирическое исследование заменяется на «вчуствование».

Поэтому введение понятия идентичности «примиряет» два подхода, задавая дихотомию социально-персонального и индивидуально-неуловимого.

Наиболее разработанной концепцией идентичности является концепция Э. Эриксона. По Эриксону, идентичность это чувство самотождественности, собственной истинности, сопричастности миру и другим людям.

Среди отечественных психологов, затрагивающих вопросы идентичности, является И.С. Кон. Он определяет идентичность как осознанную принадлежность к определенной категории людей. Кон указывает на отсутствие строгих теорий, расплывчатость основных понятий и терминов, обилие чисто описательных исследований при рассмотрении проблематики идентичности.

Одной из экспериментальных работ, исследующих данную сторону самосознания, является исследование Н.Л. Белопольской половозрастной идентификации (ПВИ) у детей со сниженным интеллектом. В своей работе автор показала, что уровень развития самосознания зависит от интеллектуального уровня и от личностных особенностей ребенка.

Т.о., можно констатировать важность изучения вопросов самосознания, но которые мало изучены для лиц с особенностями в развитии.

Поэтому мы решили посмотреть ПВИ и представление о своем жизненном пути у подростков-сирот.

База проведения работы: детский дом № 63.

Метод исследования: методика Н.Л. Белопольской с некоторыми дополнениями.

Цель работы:

  • выяснить насколько внесенные дополнения в методику Белопольской помогают определить уровень самосознания у детей с особенностями в развитии. Дает ли данная модификация методики важную дополнительную информацию
  • посмотреть особенности идентификации и представление о своем жизненном пути у подростков-сирот.

Решение поставленных задач проводилось в несколько этапов.

Исследовалась ПВИ по методике Н.Л. Белопольской («Какой ты сейчас?», «Каким ты был раньше?», «Каким будешь, когда вырастешь?»).

Предлагался лист бумаги, с расчерченной на ней сеткой из восьми окошек. В каждое окошко предлагалось нарисовать себя в разном возрасте, при этом первое и последнее окошко оставалось свободным. Необходимо было подписать возраст каждому рисунку и ответить на вопрос «Кто ты?», «Что ты делаешь в этом возрасте?».Предлагалось заполнить первое и последнее окошко в сетке (до младенчества и после пожилого возраста).Беседа о своем прошлом и представление о своем будущем (написать рассказ о своем будущем).

Т.О. были обследованы 13 подростков-сирот 12-14 лет и были получены следующие результаты:

  • Подростки четко представляют свой жизненный путь, верно выкладывают возрастной ряд.
  • Рисунки адекватны каждому представленному возрасту. Наиболее привлекательный возраст - юношеский.
  • Подростки правильно оценивают свой настоящий возраст, юношеский и возраст младенца. Сложности возникли при определении дошкольного возраста, среднего и пожилого.
  • Подростки-сироты имеют представления о задачах каждого возраста. Четко осознавалась деятельность после школы.
  • Первое окошко заполнили 10 из 13 человек, последнее - все подростки.
  • Разговор о своем прошлом отличался большей формальностью, нежели о будущем.
  • Четко отграничивается жизнь до и после интерната.
  • Будущая жизнь рисуется яркой, насыщенной, интересной.

Итак, внесенные дополнения в метод Н.Л. Белопольской позволяют получить дополнительную информацию, что будет использоваться в дипломной работе при выяснении уровня самосознания у детей с нарушением слуха (в сравнении с нормой).

Смотрите также:

Статьи