Диагностика в личностном консультировании подростков. Сообщение II

Тип: статья
Версия для печати
Автор обобщает свой опыт работы школьным психологом. В статье рассматриваются аспекты диагностики проблем и трудностей подростков, различия в развитии младших и старших подростков. Автор выделяет несколько стадий в развитии общения психолога с подростком. Подробно описываются диагностические методы определения причин подростковых конфликтов, ценностные установки подростков, особенности самокритики и личностного роста.

Личностное консультирование и психотерапия, несмотря на их сходство и взаимопроникновение, различаются по объекту: если психотерапевт работает с проблемами людей, то консультант – с их трудностями.

Психологическая помощь будет эффективной, если психолог (консультант или психотерапевт) сумеет выяснить, в чем состоит проблема обратившегося. Поскольку содержания проблем и трудностей определяют характер и формы помощи, диагностирование этих содержаний – важнейший аспект психотерапевтической и консультативной работы.

Фрагмент статьи:

Личностное консультирование и психотерапия, несмотря на их сходство и взаимопроникновение, различаются по объекту: если психотерапевт работает с проблемами людей, то консультант — с их трудностями.

Психологическая помощь будет эффективной, если психолог (консультант или психотерапевт) сумеет выяснить, в чем состоит проблема обратившегося. Поскольку содержания проблем и трудностей определяют характер и формы помощи, диагностирование этих содержаний — важнейший аспект психотерапевтической и консультативной работы.

Диагностика содержаний проблем и трудностей подростков не простая задача как для психотерапевта, так и для школьного психолога. И тот и другой знают по опыту, какие подчас требуются усилия, чтобы вызвать подростка на разговор, установить с ним доверительный контакт.

Психотерапевт принимает подростка не в школе, а на нейтральной территории, в консультации, что позволяет подростку чувствовать себя свободнее. Родители подростка охотнее говорят о своем ребенке с психотерапевтом, чем с школьным психологом. Для многих родителей школьный психолог — представитель администрации.

Преимущество школьного психолога состоит в том, что он наблюдает подростка во время его общения со сверстниками, на уроках, на перемене, получает разнообразную информацию о нем от учителей. Кроме того, школьный психолог имеет возможность обследовать подростка самыми различными диагностическими методами.

Рецензия в сети:

Автор описывает основные проблемы, с которыми может столкнуться психолог при консультировании подростков как в школе, так и в психологических центрах. Так же описывает свой опыт работы в данном направлении.

Исходя из описания автором своего опыта, процесс консультирования можно разделить на два этапа:

1. «Предзнакомство» (если родитель обращается с вопросом о работе с его ребёнком)

Прийти сначала без детей, но принести несколько их фотографий — с раннего детства до настоящего времени. Они позволяют получить представление об индивидуальности подростка, увидеть его в развитии.

Во время приема у психолога родители излагают свою просьбу о помощи или жалобу, говорят о своих переживаниях, вызванных поведением их ребенка, подробно излагают события жизни семьи. Полученные сведения составляют обращение, материал которого помогает психологу понять причины, побудившие родителей искать помощи.

Прежде чем приступить к диагностике проблем подростка, психотерапевт анализирует материал обращения, запрос и жалобу родителей, сообщенные ими данные о физическом, психическом и личностном развитии их ребенка на разных этапах детства, об условиях его жизни и развития.

Для успеха психотерапии имеют значение, казалось бы, несущественные подробности. Важно знать, есть ли у подростка отдельная комната, где он делает уроки, приглашает ли домой друзей, есть ли у него дома животное, как он проводит свободное время, как долго смотрит телевизор или сидит за компьютером.

Если подросток приходит на консультацию самостоятельно, то психолог приступает сразу ко второму этапу.

2. Работа с самим подростком.

Автор выделяет несколько стадий:

  1. Первая — «момент» прихода подростка в консультацию. Психологу необходимо показать подростку, что в этой комнате он в безопасности. Если подросток видит, что психолог тепло относится к нему, принимает его, между ними возникает взаимная симпатия и доверие.
  2. На второй стадии (знакомство) психотерапевт «пристраивается» к подростку, ищет стилистику общения, которая соответствовала бы психическим и личностным особенностям подростка.
  3. На третьей стадии (контакт) подросток постепенно раскрывается, даже если вначале был закрыт. С этого этапа начинается психотерапия.
  4. На четвертой стадии - «встреча» - подросток становится все более открытым и искренним, творчески участвует в психотерапии, помогая психологу находить адекватные формы работы.

От стадии к стадии психотерапевт вводит подростка в диалог, активным началом которого является эмпатическое слушание. Слушать эмпатически — это, значит, концентрироваться на собеседнике — будь то взрослый или ребенок, проникать в его внутренний мир, постигать содержание его психической жизни, неосознаваемой им самим.

Так же можно выделить диагностические техники и методы, которые автор использует при консультировании:

  1. Проективные;
  2. Исследовательские;
  3. Адаптированные к процессу психотерапии;
  4. Традиционные психотерапевтические методы, применяемые как диагностические.

К группе проективных относятся хорошо известные школьным психологам рисуноч­ные методы: «Несуществующее животное», «Семья», «Мой класс», «Мой учитель», «Человек» и др.

Рисунок — хорошее подспорье тому психологу, который сумел настроиться на подростка, вчувствоваться в его переживания, услышать его, увидеть подростка в его жизненном пространстве.

Каждый рисунок рекомендуется анализировать в соотношении с другими.

В качестве диагностических можно использовать метод измерения самооценки Дембо - Рубинштейн и сочинение «Какой я».

Подростки могут анализировать себя по методу Дембо-Рубинштейн в присутствии родителей, можно опросить их оценить себя еще и с позиции родителей. Для родителей показательно, если их ребенок не знает, как они оценивают его.

Для самооценивания можно внести шкалы, которые помогают лучше понять подростка, его проблемы и трудности. Информативны шкалы «уверенный», «способный», «счастливый», «трудолюбивый». Для девиантных подростков (чаще всего ворующих) можно ввести шкалу «честный».

Сочинение «Какой я» подростки пишут здесь же в консультации при психологе и родителях. В сочинении подростки иногда сообщают то, что не решаются сказать о себе психологу вслух.

К психотерапевтическим методам, относятся элементы психодрамы и игра (ролевая и игры в куклы). Они помогают обнаружить природу конфликта между матерью и подростком, между подростком и сверстниками.

«Мы с мамой говорим о тебе» - подростку придется быть зрителем того, как психолог с матерью обсуждают его и его дела так, как будто его нет в комнате. На разыгрывание сцены надо получить согласие подростка.

«Моя мама на приеме у психолога» - подросток от лица матери жалуется психологу на самого себя и вынужден становиться на ее точку зрения.

С «закрытыми» младшими подростками помогает игра с куклами. Игра в куклы позволяет им отреагировать напряжение, а нередко и агрессию. Психолог сам ставит спектакль и играет несколько ключевых ролей — матери, обидчицы-сестры и кого-нибудь еще из значимых лиц.

«Движение во времени» - подростков спрашивают, хотят ли они быть взрослыми, а если да, то какими. Если они предпочитают оставаться детьми или подростками, выясняется, какого возраста и почему. Тех, кто готов взрослеть, просят описать себя будущего: свою профессию, семью, детей, мужа или жену. Метод позволяет косвенным образом выявить некоторые ценностные установки подростков.

Можно попросить подростков перечислить качества, которые им необходимы, чтобы выполнить их жизненные планы. По пятибалльной системе они оценивают то, как эти качества выражены у них в настоящее время.

При проблемах во взаимоотношении с группой (чаще всего одноклассников), чтобы получить полную и точную картину происходящего, можно попросить подростка графически воспроизвести структуру внутригруппового общения, структуру лидерства и указать свое место в этих структурах.

Метод позволяет выяснить причины конфликтов в классе, проанализировать характер противостояний разных групп, роль лидеров в них. Такую диагностику с пользой для ребят имеет смысл провести вместе с наиболее активной частью класса.