Авторы
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Леонтьев Алексей Николаевич
|
|
(1903 - 1979)
Выдающийся отечественный психолог.
Разрабатывая в 20-х г.г. совместно с Л.С. Выготским и А.Р Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс "вращивания", интериори-зации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы ("Развитие памяти", 1931).
Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в отечественной и мировой психологии. Содержание этой концепции связано с проведенным Л. анализом развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающим механизм происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека ("Проблемы развития психики", 1959).
На основе предложенной Л. схемы структуры деятельности (деятельность – действие – операция - психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив – цель - условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и "чувственной ткани" в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка его базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований).
Концепция деятельности Л. стимулировала рост многочисленных исследований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной и др.), в свою очередь обогащавших ее новыми данными.
Дальнейшее развитие этой концепции, согласно Л., ориентировано на создание целостной системы психологии как "науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессах деятельности" ("Деятельность. Сознание. Личность", 1975).
- Деятельность. Сознание. Личность М.: Республика (до 1991 г. - Политиздат) , 1977,-304с. Изд. 2-е.
- Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. I М.: Педагогика , 1983. – 392 с.
- Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика , 1983. – 320 с.
- Проблемы развития психики М.: Издательство МГУ , 1981. 584 с. 4-е изд.
- Эволюция психики М.: Институт Практической Психологии , 1999. — 416 с. (Серия «Психологи Отечества»).
- О формировании способностей Вопросы психологии, 1960, №1.
- Психологические вопросы сознательности учения Журнал "Феникс", Москва, Региональный Центр переподготовки работников образования "Развитие личности", 1994,N2, стр. 14-22
- Реформа школы и задачи психологии Вопросы психологии,1959,№1 Стр.3-22