Понятие внутренней позиции в работах Л.И. Божович – к началам культурно-исторической психологии личности

Рубрика:  Младшие школьники 
Версия для печати

Поиск выхода из кризиса психологии ведется по многим направлениям. Одна из важнейших методологических проблем, которая требует решения – проблема единиц анализа психической реальности. В культурно-исторической психологии личности, основы которой были заложены Л. С. Выготским, эта проблема была одной из центральных (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

Понятие внутренней позиции – центральное в теории личности, созданной Л.И. Божович. Это понятие правомерно рассматривать и как основное достижение в ее научной биографии. Анализ работ  Л.И. Божович показывает, что данное понятие разрабатывалось ею не менее 30 лет (Т.А. Нежнова, 1991). Генетически понятие восходит к терминам «значащие переживания» (в некоторых работах – «ключевые переживания»), которыми пользовался Л. С. Выготский, объясняя то, почему некоторые воздействия социума на личность влияют на человека, а другие не оказывают влияния. Возможно, эти положения культурно-исторической теории послужили основой и для известнейшего принципа «внешние воздействия – через внутренние условия», сформулированного С.Л. Рубинштейном и развитого дальше в субъектном подходе (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский и др.).

Анализ работ самой Л.И. Божович и других авторов, изучавших свойства внутренней позиции, позволяет выделить основные аспекты этого личностного образования: 1) рефлексивный: осознание своей позиции в данной социальной ситуации (для 6 – 7-летних детей – «Я – школьник» и т.д.), 2) эмоциональный: наличие внутренней позиции подразумевает отношение к некоторой реальности или явлению, 3) мотивационный: внутренняя позиция задает направление деятельности человека. Понимаемая таким образом, внутренняя позиция не замкнута в рамках 6 – 7-летнего возраста. Очевидно, речь идет об универсальной характеристике, имеющей различное содержание и различные формы проявления, в зависимости от возраста.

Направленность личности, по Л.И. Божович, является ее обобщенной характеристикой. Развивая теорию личности, сформулированную Л.И. Божович, было бы правомерно предложить в качестве единицы анализа внутреннюю позицию. Как единичное проявление личности, в которой проявляется направленность как интегральное свойство, может быть предложена внутренняя позиция, а поступок, который, по мнению Л.И. Божович, может быть единицей анализа личности – внешнее выражение внутренней позиции.

Основной функцией внутренней позиции является регуляция взаимодействия личности и социального окружения, принятие или отвержение воздействий социума и т.д. Внутренняя позиция - ключевое внутреннее условие, опосредующее внешние воздействия. Она выступает и как основная детерминанта субъектных характеристик ведущей деятельности – например, определяет особенности учения в младшем школьном возрасте.

Перспективы исследования внутренней позиции весьма многообразны. Существующие исследования пока не выходят за рамки младшего школьного и младшего подросткового возраста. Большой интерес представляет онтогенетическое исследование развития внутренней позиции в учебной или учебно-профессиональной деятельности в юношеском возрасте. Немногочисленные пока исследования, проведенные под руководством автора (В.С.Лукина, 2004; Е.А. Макеева, 2004 и др.)  посвящены типологизации внутренней позиции учащегося на переходе от младшего школьного к подростковому возрасту и в юности. Для изучения проблем самоопределения личности как жизнетворчества перспективным представляется исследование соотношения внутренней позиции и креативного потенциала личности.