Креативное развитие личности дошкольника и формирование внутренней позиции

Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Введенное в работах Л.И. Божович понятие внутренней позиции является весьма эвристичным, но до сих пор относительно  мало разработанным. В созданной ею теории личности внутренняя позиция занимает место центрального свойства личности, однако, как показывают немногие исследования, посвященные анализу данного понятия (Т.А. Нежнова, Н.И. Гуткина), вплоть до последних работ, опубликованных  в конце 70-х – начале 80-х годов, Л.И. Божович работала над уточнением содержания этого конструкта.

Данное понятие Л.И. Божович использует применительно к возрасту перехода в школу. «Внутренняя позиция школьника» подразумевает желание ребенка занять более взрослое положение в жизни (т.е. имеет мотивационные    компоненты), новое качество осознания ребенком своего положения (рефлексивные компоненты) и некоторые внутренние условия стабильности интересов и предпочтений, благодаря чему ребенок становится гораздо менее ситуативным по сравнению с дошкольным возрастом. Как отмечала Л.И. Божович, внутренняя позиция формируется на протяжении всего дошкольного возраста, но отчетливо проявляется лишь к моменту перехода в школу.

Проблема формирования внутренней позиции в контексте дошкольного детства представляет большой интерес. Влияние игровой деятельности дошкольников на развитие познавательной мотивации и рефлексивных способностей относительно подробно изучено (Д.Б. Эльконин), однако творческая продуктивная деятельность в этом плане изучена гораздо меньше, хотя очевидно, что в ней развиваются многие предпосылки внутренней позиции.

Введенное Л.И. Божович понятие имеет и еще один важный смысловой аспект. Внутренняя позиция школьника – не навязанный внешним окружением, а принятый ребенком выбор своего места в жизни, опосредованный внутренними мотивами. Большой интерес представляет проблема развития предпосылок для такого выбора в контексте творческой деятельности, и, в конечном счете, развитие в дошкольном возрасте способности к творчеству в широком смысле (К. Роджерс, Р. Мэй) как жизнетворчеству. Широко используемые в детской психологии методики и процедуры, такие, как экспериментальные пробы и проективные техники, осмысленные в терминах генезиса внутренней позиции, могли бы стать средством исследования данной проблемы. 

В данном сообщении скорее поставлены вопросы, нежели даны на них ответы. Однако намеченное направление исследований представляется весьма перспективным в плане изучения личности ребенка и создания условий для развития креативной личности.

Смотрите также:

Статьи