Некоторые особенности работы с родителями студентов с ОВЗ (опыт, проблемы, перспективы)

Тип: обзор
Версия для печати

Сегодня все больше внимания уделяется профессиональному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вузы разрабатывают специальные образовательные программы, приспосабливают архитектуру зданий и помещения для студентов с нарушениями ОПД (опорно-двигательного аппарата), создают адаптационные программы, обсуждают проблемы социализации и интеграции студентов с ОВЗ в общество.

Однако решение проблемы доступности высшего профессионального образования для молодых людей с особыми образовательными потребностями носит комплексный характер. Как показывает практика, очень важным субъектом данной деятельности являются родители. Многие ученые и практики отмечают, что от степени их участия в обучении своих детей во многом зависит не только сама возможность их обучения, но и качество их образования [2; 3].

К сожалению, родители зачастую теряются в многочисленных рекомендациях, не могут определить приоритеты, упускают отдельные этапы лечения, не укладываются во временные рамки реабилитации, что отрицательно влияет на развитие ребенка, а в конечном счете – продлевает инвалидизацию.

Потребность в специальных знаниях остро ощущается родителями. Однако психолого-педагогические знания по воспитанию детей с особыми потребностями они получают хаотично: из Интернета, СМИ, личного жизненного опыта знакомых, отрывочных наблюдений, редких бесед с педагогами.

На факультете дистанционного обучения Московского городского психолого-педагогического университета учатся более 80 студентов с ОВЗ. Учебный процесс организован с использованием дистанционных образовательных технологий; за 7 лет, прошедших с начала обучения по данным технологиям, адаптированы учебные материалы: созданы учебно-методические комплексы в электронной форме (электронные учебники), видеокурсы лекций, аудиоматериалы, учебные видеопособия и т.п. [1].

За время обучения студентов с ОВЗ мы однозначно поняли важность и актуальность работы с их родителями, несмотря на то, что студентам больше 18 лет и они считаются совершеннолетними.

Надо признать, что на первых этапах обучения студентов данной категории деканат не обращал должного внимания на необходимость работы с родителями. Ведь все считают, что после 18 лет – все самостоятельные, каждый человек несет ответственность за свои действия и т.п. Однако в процессе обучения мы все больше чувствовали, как важно для решения многих проблем своевременно встречаться с родителями своих студентов – как в индивидуальном, так и групповом формате. Чем дальше мы продолжали обучение, тем более мы осознавали необходимость целенаправленной и продуманной работы с родителями студентов с ОВЗ. Когда состоялся первый выпуск наших студентов в профессиональную деятельность, стало очевидно, что не все родители готовы к этому этапу их жизни. И с этого момента мы начали специальную работу с родителями. Опыт у нас пока небольшой, но он очень важный и существенный, тем более, что на уровне высшего профессионального образования почти никто не обращает внимания на этот аспект социализации и интеграции людей с инвалидностью в общество.

Нами были выделены следующие основные направления работы с родителями.

1. Знакомство с особенностями обучения в вузе, в том числе на основе дистанционных технологий.

При обучении студентов с ОВЗ одним из важных направлений является знакомство их родителей с требованиями высшего профессионального образования. Нередко сами родители принимают активное участие в обучении своих детей начиная со школьных лет. Но требования к высшему профессиональному образованию существенно отличается от требований к общему среднему. В высшем образовании более высокий уровень самостоятельности, студент должен научиться планировать свое время, уметь определять основные этапы выполнения учебной нагрузки, нести ответственность за результаты своей учебной деятельности.

Дистанционное обучение также требует достаточно высокого уровня самоорганизации.

Нередко из-за этого могут возникать конфликтные ситуации. Если родители плохо осведомлены в требованиях высшего образования, особенностях дистанционного обучения, то они могут неправильно истолковывать и пытаться решать возникающие проблемные ситуации. В связи с этим на факультете дистанционного обучения регулярно проводятся родительские собрания, во время которых родители знакомятся с особенностями дистанционных технологий, требованиями, предъявляемыми во время учебы их детям.

2. Психологическая поддержка родителей, психологическое консультирование. Большинство родителей нуждаются в очень сильной психологической поддержке. Ведь, честно говоря, нередко они живут в экстремальных условиях, практически без отдыха. Во время индивидуальной работы обсуждаются вопросы совместной работы по созданию условий для достижения положительных результатов в учебе, выстраивании детско-родительских отношений, особенностях родительской поддержки своих детей и т.п. Для многих родителей характерен так называемый эффект эмоционального выгорания. Поэтому в психологическом консультировании важное место занимают вопросы преодоления этого феномена.

3. Психологическое просвещение родителей. Очень важным аспектом гармонизации детско-родительских отношений является обсуждение различных аспектов сформировавшихся зависимостей между детьми с ОВЗ и их родителями.

Среди основных форм работы с родителями студентов с ОВЗ, сложившихся на факультете, можно выделить следующие:

  • Родительские собрания. 2 раза в год на факультете для родителей студентов обязательно проводятся собрания, на которых обсуждаются планы работы факультета, актуальные вопросы профессионального трудоустройства наших будущих выпускников. Родители знакомятся с изменениями в учебной программе, с нововведениями на факультете, в университете.
  • Индивидуальные и групповые консультации. Деканат уделяет большое внимание индивидуальной работе с родителями. Регулярно на факультете с ними проводятся как индивидуальные, так и групповые встречи. При индивидуальных встречах родители имеют возможность узнать об успеваемости своих детей, выяснить проблемы, возникающие при их обучении и т.п.
  • Выездные семинары для родителей. В 2012 году впервые для родителей студентов был организован выездной семинар на базе Центра дополнительного профессионального образования Департамента образования города Москвы (Поведники). Неформальное общение, обсуждение актуальных вопросов детско-родительских отношений со специалистами по семейной психотерапии, опытными психологами имеет очень большое значение для решения многих психологических и других проблем у родителей.
  • Участие родителей в выездных семинарах и других мероприятиях, организуемых для студентов с ОВЗ. Студенты факультета регулярно (2 раза в год) принимают участие в выездных семинарах, тренингах, проводимых на базе Санаторно-лесной школы №7. В работе данных семинаров участвуют и многие родители студентов с ОВЗ. Они, как правило, принимают также участие в различных учебных занятиях, культурно-досуговых мероприятиях. В то же время для родителей нередко организуются отдельно дополнительные тренинги, встречи, консультации.
  • Лекции, семинары.
  • Тренинги. Как показывает практика, тренинги являются очень эффективной формой работы в психологическом консультировании в групповом формате. С помощью тренингов родители учатся преодолевать стрессы, предупреждать эффект эмоционального выгорания, понимать психологические механизмы мотивации избегания неудачи и т.п.

Работа в группе позволяет решить следующие задачи:

  1. Обеспечить взаимодействие специалистов и родителей для успешного обучения, социализации и интеграции студентов с ОВЗ в общество.
  2. Создать условия для объединения родителей, имеющих детей с особыми потребностями, для поддержки друг друга в сложных жизненных ситуациях.
  3. Познакомить родителей с особыми формами развития детей, возникающими в результате заболевания.
  4. Повысить педагогическую культуру родителей, обучить умению решать социальные и психолого-педагогические вопросы при особенном развитии студента в рамках семейного воспитания.
  5. Формировать у родителей ценностную ориентацию активной жизненной позиции «помоги своему ребенку сам».

  • Интернет-конференции. На факультете в учебных целях активно применяются интернет-семинары, конференции. Как показал наш опыт, многие родители принимают активное участие в интернет-конференциях, проводимых для студентов нашего факультета. Например, в 2012 году проводилась серия интернет-встреч по теме "Психология и здоровье". В рамках данного направления проводились встречи со специалистами по таким темам, как "Психология в нашей жизни", "Как стать несчастным без посторонней помощи!", "Конфликты в нашей жизни", "Стрессы и здоровье" и др. Кроме того, организовывались встречи с иностранными специалистами. Например, очень успешной была интернет-конференция с профессором Тель-Авивского университета С. Ротенбергом на тему "Поисковая активность и преодоление стрессов"; с Т. Коттл (Вашингтон) на тему "Саморегуляция в нашей жизни" и др. После этого очень успешного опыта возникла идея организации родительского лектория для всех родителей детей с ОВЗ (не только родителей студентов нашего факультета). Несколько таких встреч было проведено, и они показали свою актуальность и востребованность.

Как показал наш опыт, успех сотрудничества деканата с родителями достигается при выполнении следующих условий:

  • родители доверяют сотрудникам деканата, преподавателям;
  • родители и специалисты создают установку на совместное решение задач развития студента с ОВЗ;
  • в работе группы присутствует отказ от критики участников процесса;
  • каждый субъект обеспечен правом свободного мнения и выбора;
  • со стороны сотрудников деканата и преподавателей проявляются уважение и плюрализм к жизненным позициям родителей;
  • вся работа способствует удовлетворению познавательного интереса родителей.

На основе имеющегося опыта можно выделить следующие перспективнее направления работы с родителями:

  • Создание родительского лектория для родителей детей и студентов с ОВЗ.
  • Создание психологического консультационного центра для родителей.
  • Организация тренингов, в том числе по предупреждению эмоционального выгорания.
  • Привлечение родителей к совместной организации мероприятий на факультете.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Социальная реабилитация и интеграция в общество студентов с ОВЗ: (опыт, проблемы, перспективы) // Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение): Материалы III Международной научно-практической конференции, Москва, 27–28 февраля 2013 г. / под ред. Б.Б. Айсмонтаса, В.Ю. Меновщикова. – М. : МГППУ, 2013. С. 223–229.
  2. Набойченко Е.С., Блохина С.И. Психологическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. – Екатеринбург : НПРЦ «Бонум», 2004. – 132 с.
  3. Обухова Н.Б. Педагогическая поддержка родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства : Материалы Международной научно-практической конференции / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2012. С.171–174.