Авторы
Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи
Полное имя: Божович Елена Дмитриевна
Ученая степень: кандидат психологических наук
|
|
Образование и профессиональная деятельность.
Кандидат психологических наук с 1975 г. Заведующая лабораторией психологии учения ПИ РАО.
Научные интересы:
- Психология обучения школьника. Соотношение процессов обучения и психического развития ребенка;
- Детская психолингвистика: развитие ребенка как носителя языка, становление его языковой компетенции.
Учебные курсы:
- Педагогическая психология;
- Развитие языковой компетенции современного школьника.
Публикации:
статьи:
- Некоторые вопросы обучения по образцам // Вопросы психологии. 1980, №2. С. 135 – 139.
- Соотношение образца и правила в учебном процессе // Новые исследования в психологии. 1980, №2 (23). С. 60 – 64.
- Из опыта организации психолого-педагогического консилиума в школе // Вопросы психологии. 1983, №6. С. 81 – 87.
- Психологическая служба в структуре педагогического процесса // Вопросы психологии. 1986, №2. С. 100 – 103.
- О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач // Вопросы психологии. 1988, №4. С. 70-78.
- Педагогические принципы подготовки школьных психологов // Советская педагогика. 1991, №8. С. 60 – 64.
- Обучение и психическое развитие школьников // Учителю о психологии /Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова – М-Черноголовка: ЦКФЛ РАО, 1996. С. 78 – 98.
- Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика. 1997 №2. С. 14 – 20.
- Педагогическая психология // Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. Т. 2. 1999. С. 124 – 126.
- О некоторых тенденциях развития исследований по проблемам семантики речи // Детская речь: психолингвистические исследования / Под ред. Т. Н. Ушаковой – М.: ПЕРСЭ, 2002. С. 38 – 47.
монографии:
- Учителю о языковой компетенции школьника. М. – Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2002. 15 п. л.
- Образцы в обучении: их достоинства и недостатки – М.: ПЕРСЭ, 2005. 15 п. л.
коллективные монографии под редакцией Е. Д. Божович:
- Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников. Психолого-педагогический аспект. – М.: Новая школа, 1995. 5 п. л.
- Процесс учения: контроль, диагностика, оценка – М.-Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 1999. 10 п. л.
- Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения – М.-Воронеж: МПСИ, НПО «МОДЭК», 2000. 10 п. л.
- Практико-ориентированные исследования в психологии обучения // Московская психологическая школа: История и современность. В трех томах / Под общ. ред. В. В. Рубцова. Т. III. Книга I. – М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. 10 п. л.
- Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования – М.: ПЕРСЭ, 2005. 15 п. л.
- Научное наследие Н. А. Менчинской и современная психология учения – М.: ПЕРСЭ, 2005. 14 п. л.
- «Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка»
Публикации
СТАТЬИ:
- Наталья Александровна Менчинская: жизнь, характер, поиск Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. 1998. №7
- Развитие идей Н.А. Менчинской на современном этапе исследований психологии учения Вопросы психологии, 2004, №2.
- Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. — 1997. — № 1. — С. 33—44.