О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери
|
1. Постановка проблемы
В многочисленных исследованиях качеств матери и материнства используются различные понятия, относящиеся к онтогенезу. В исследованиях материнства и качеств матери используются понятия «фактор», «этап», «предпосылки», «условия», «движущие силы». Однако отсутствует сравнительный анализ этих и других понятий по отношению к онтогенезу базовых качеств матери. Чтобы рассмотреть понятия, связанные с развитием базовых качеств матери, необходимо вначале определить понятие базовых качеств матери.
Качества матери изучались в различных направлениях психологии: психоаналитическом, бихевиористском, в социальной психологии, культурной антропологии, гуманистической психологи, психолингвистике, со-конструктивистском направлении [22, 28, 18,27, 26, 30 и др.]. Это такие качества как «чувствительность», «теплота», «принятие», «доступность», «эмпатия», «стимуляция ребенка», «контроль», детскость речи матери, ее синхронизация и подстройка под ритм и уровень развития младенца и др. [8].
В отечественных исследованиях качества матери (значимого взрослого, родителя) как субъекта развития общения ребенка изучались в зависимости от изменения ведущей деятельности ребенка [11, 13]. В концепции Б.Д. Эльконина родитель рассматривается как посредник в присвоении ребенком культурных значений и смыслов [21]. Были выделены такие качества посредника как мотивация к обучению ребенка, знания об идеальных формах действий в каждом возрасте, умение привлекать и удерживать внимание ребенка, развивать его умения, давать ребенку самому возможность использовать строящиеся навыки, умение матери справляться с натуральными не-действиями [9].
В результате анализа теорий культуры нами было выдвинуто предположение о том, что для осмысления сущности качеств матери необходимо обратиться к системе, которая их определяет — к анализу функций родителя в культуре. Функция родителя в культуре — передать культуру следующему поколению не только с целью ее сохранения, но и развития [2, 8]. Качества матери (родителя) позволяют ребенку не только усваивать культуру, но и развивать ее, активно преобразовывать смыслы и значения культуры в собственные смыслы. По отношению к ребенку культура как особенное реализует общее — родовые качества человека в единичном — индивидуальности ребенка. Базовые качества матери — это основополагающие качества, имеющие решающее значения для развития ребенка как представителя рода Homo Sapiens, члена культурного сообщества и индивида [7, 9]. Если индивидуальные качества ребенка представляют собой единичные, присущие ему неповторимые особенности, то культурологические характеристики являют особенное. Оно выражает общее — родовые качества человека в его единичном реальном воплощении [20, с. 183, с. 469].
Было выделено два вида базовых качеств: качества матери как субъекта общения, связанные с личностным отношением к ребенку (Я-Ты) — «принятие», «отзывчивость» и качества матери как субъекта обучения, характеризующие отношение матери к миру (Я-Мир). В младенческом возрасте — это качества «субъект обучения общению» и «субъект обучения действиям с предметами». Качества матери как субъекта обучения связаны с развитием умений и навыков ребенка в ведущей деятельности. Мы полагаем, что обучение ребенка и деловое общение с ним зависит от личностного отношения матери к индивидуальности ребенка [7, 8, 3, 17].
На основании анализа качеств матери и ее взаимодействия с младенцем, в отечественных и зарубежных исследованиях были выделены характеристики базовых качеств и их операциональные параметры, апробированные в работах Е.В. Попцовой и Т.И. Барановской [3, 17]. Рассмотрим качества матери и их характеристики.
Принятие — включает безусловное эмоционально теплое отношение к ребенку.
Отзывчивость выражается:
-
во внимании матери к действиям и коммуникациям ребенка,
-
в эмпатическом понимании чувств, мыслей и состояний ребенка,
-
адекватном реагировании на его действия, эмоции с учетом возраста, индивидуальных особенностей,
-
в уважении индивидуальности ребенка, его интересов, привязанностей, мнений, что исключает постоянное раздражение матери и применение к ребенку физических наказаний, а также
-
в содействии матери с ребенком в общении и действиях с предметами.
Качество матери «субъект обучения общению» включает такие характеристики как:
-
мотивация матери,
-
умение матери устанавливать внимание ребенка к предмету разговора,
-
организовывать очередность в разговоре с ним,
-
правильно дозировать порцию самостоятельного разговора ребенка (соответственно его возможностям),
-
исправлять ошибки малыша и поддерживать его,
-
побуждать к продолжению разговора, обучать его принципам обработки лингвистической информации и
-
развивать его лингвистические умения.
Качество матери «субъект обучения действиям с предметами» включает в себя:
-
мотивацию матери развивать ребенка,
-
умение матери устанавливать внимание ребенка к предмету деятельности,
-
правильно дозировать новую информацию,
-
давать указания соответственно уровню развития и возможностям ребенка,
-
исправлять его ошибки,
-
поощрять его действия,
-
побуждать к самостоятельному решению поставленной задачи.
Для рассмотрения условий, причин, факторов, этапов (стадий) развития качеств матери необходимо разграничить эти понятия.
2. Понятия «причина», «условие», «фактор», «этап» развития
Условие — это то, от чего зависит нечто другое [20, с. 628, 707]. Условия бывают необходимые и достаточные. Достаточные условия — те условия, из наличия которых с необходимостью следует существование данного явления. Необходимые условия как общие достаточные условия имеют место всякий раз, как только возникает обусловленное явление [20, с. 707].
Условие — это нечто внешнее для явления. Более широкое понятие причины включает как внутренние, так и внешние факторы [20, с. 707]. Причина — это явление, действие, которое производит, определяет или вызывает другое действие — следствие [15, с. 353]. Выделяют полную необходимую причину, которая всегда или в любых условиях вызывает свое следствие, и частичную причину, которая способствует наступлению следствия лишь в случае объединения с другими условиями [13, с. 288]. Причинность отличается от других форм связей, соотносящих два явления, тем, что она предшествует следствию и сосуществует вместе с ним, видоизменяя его. Это — внутренняя связь между тем, что уже есть и тем, что им порождается или становится [20, с. 531-532].
Говорят также о предпосылках, факторах, этапах развития какого-то явления. Предпосылки — это предварительные условия развития [16, с. 371]. Фактор — это причина какого-то явления, причем не просто причина, а его движущая сила, то есть наиболее важная причина [16, с. 834]. Этап — это отдельный период, ступень, стадия развития процесса или явления [16, с. 751].
Онтогенез как процесс развития индивида включает в себя стадию эмбриогенеза (развития зачатка, зародыша), фазу созревания, взрослого состояния и старения. Базовые качества матери у индивида также имеют свой онтогенез и важно определить, что является зачатком («эмбрионом») базовых качеств, что — собственно качеством, что — условием, причиной, движущей силой их развития. Для этого необходимо обратиться к сущности качеств, внутренним закономерным общим содержанием, раскрываемым в этом понятии. Важно ответить на вопрос: является ли отношение к ребенку у беременных женщин фактором развития материнства или зачатком, то есть первоначальным этапом развития качеств матери, или одной из стадий развития собственно качеств матери?
Вероятно, при обсуждении этого вопроса следует опираться на следующие существенные характеристики базовых качеств матери и процесса их развития:
-
базовые качества служат для развития индивидуальности ребенка, его качеств как представителя человеческого рода и культурного сообщества;
-
если говорить об особенностях осуществления матерью целей развития ребенка, то исследования показывают, что развитие этих качеств ребенка происходит во взаимодействии ребенка с матерью в деятельности по отношению к объектам окружающего мира.
Очевидно, для того, чтобы сравнить особенности качеств матери во время и после беременности, необходимо сравнить особенности взаимодействия матери с ребенком во время и после беременности, а также сравнить состав качеств до и после рождения ребенка.
3. Сравнение взаимодействия матери с ребенком до и после рождения ребенка
К концу первого триместра беременности, как указывает Г.Г.Филиппова [19, с. 66-68], у ребенка появляются не только разнообразные сенсорные переживания, но и положительные и отрицательные эмоциональные переживания, сопровождающие комфортное и дискомфортное состояние. Влияние матери на ребенка в этот период происходит через функции ее организма. Исследования показывают, что в первом триместре беременности выраженность соматических и эмоциональных переживаний у матери само по себе не определяет успешности беременности. Дифференциация положительной и отрицательной стимуляции у ребенка возникает при тактильной стимуляции, не зависящей от матери. Стресс или устойчивое состояние тревоги отрицательно влияют на развитие беременности также только через физиологическое состояние матери.
Желанность беременности и положительное отношение к будущему появлению ребенка в первом триместре беременности помогает матери положительно интерпретировать и переносить неприятные изменения в состоянии женщины в этот период. Таким образом, в первом триместре отсутствует не только непосредственное взаимодействие между матерью и ребенком, но отсутствует и влияние матери, не опосредствованное физиологическими функциями ее организма. Однако именно в первом триместре уже появляется положительное отношение к своему ребенку и представление о нем.
Во втором триместре беременности эмоциональное состояние ребенка — удовольствие-неудовольствие — изменяется в зависимости от собственного эмоционального состояния матери напрямую, через поступающие с кровью гормоны матери. Во второй половине беременности ребенок уже реагирует изменением двигательной активности в ответ на эмоциональные состояния матери. Поскольку во второй половине беременности ребенок постоянно находится в зоне интенсивной звуковой стимуляции — и внутриутробной и внешней, он реагирует на структурированные высокочастотные звуки. После 20 недель при обучении ребенок может отвечать движениями на определенную тактильную стимуляцию, а после 24—26 недель — на тактильную и слуховую стимуляцию. Вероятно, именно в этот период ребенок уже может различать тактильную стимуляцию как существующую вне него. В этом периоде, считают исследователи, можно говорить о факте активности ребенка, организованной и достигающей цели — изменять и поддерживать свое состояние определенного качества. Это — начало развития механизмов переживания успеха-неуспеха в достижении целей [19, с. 77]. Как считает Г.Г. Филиппова, на этой стадии закладывается начало формирования содержания субъективного опыта, которое станет основой привязанности, а также стиля мотивации достижений.
Итак, в отличие от первого триместра, в котором не было прямого, не опосредствованного организмом матери, взаимодействия с ребенком, во второй половине беременности при научении возможны отдельные виды прямого звуко-двигательного и тактильно-двигательного взаимодействия матери и ребенка (голос матери — тактильно-двигательный ответ ребенка, движение матери — тактильно-двигательный ответ ребенка). Особенности этого взаимодействия заключаются в том, что оно происходит лишь в том случае, если мать положительно относится к ребенку и хочет научить его общаться с ней. Инициатива в общении идет от матери, а у ребенка, вероятно, реализуются потребности в комфортном эмоциональном состоянии и в новых впечатлениях, он также активен.
Вследствие отсутствия зрительного восприятия партнеров и ограниченности тактильного восприятия ребенка представление о ребенке у матери носит скорее виртуальный характер, а у ребенка имеются лишь недифференцированные тактильно-звуковые представления о матери. Зрительная недоступность партнера общения и окружающего мира препятствует более быстрому развитию ребенка. С 22 недель у ребенка развиты все формы чувствительности, и он может успешно развиваться вне организма матери, что открывает большие еще неиспользуемые возможности для расширения взаимодействии с матерью и познания окружающего мира.
Отсутствие зрительного восприятия партнера ребенком не дает ему в этом триместре возможность прямого зрительного взаимодействия с матерью на эмоциональном уровне, которое осуществляется непрямым путем — через гормоны матери в крови.
Таким образом, во втором триместре при положительном отношении матери к ребенку с помощью научения ребенка мать развивает некоторые виды прямого взаимодействия с ним, однако вследствие отсутствия зрительного восприятия взаимодействие на эмоциональном уровне осуществляется опосредствованно — через гормоны матери.
В третьем триместре, который сензитивен для образования индивидуальных особенностей нервной системы, психических особенностей ребенка и его способностей, ребенок имеет возможность формировать предпочтения к различным видам звуковой стимуляции: голосу матери, биению ее сердца, характеристикам родного языка, музыкальным и речевым фразам, мелодиям, стихам, песням, развивается избирательность к культурным особенностям пищи [19]. В конце третьего триместра у ребенка формируется устойчивый сенсорный образ мира и его изменений, в котором разделяется стимуляция от собственной активности вне ребенка, что, как считает Г.Г. Филиппова, является преддиспозицией, основой стимула-объекта, удовлетворяющего потребности ребенка в эмоциональном комфорте после рождения. Исследования показывают, что те части мозга (лимбическая система), которые мотивируют научение и действия, развиваются раньше, чем анализаторы и контролеры тонких движений (в неокортексе) [29]. Таким образом социальное и когнитивное научение зависит от развития эмоционально-мотивационной сферы неродившегося ребенка, от эмоциональной поддержки матери, что делает роль матери, ее положительного отношения и общения с ребенком еще более важными.
Итак, в третьем триместре мать при ее положительном отношении к ребенку и желании взаимодействовать с ним может способствовать развитию его способностей, индивидуальных и культурологических характеристик. Образ ребенка у матери вследствие общения с ним развивается. Исходя из особенностей развития отношений матери с ребенком в течение беременности, можно предположить развитие у матери таких базовых качеств как принятие, отзывчивость к ребенку, мать как субъект обучения и их характеристик. Насколько эти качества отличаются от базовых качеств матери после рождения ребенка, и какое место они занимают в онтогенезе базовых качеств матери, могут показать результаты экспериментального исследования.
4. Исследование базовых качеств матери в третьем триместре беременности
Задача данного раздела — рассмотреть результаты изучения особенностей базовых качеств матери в третьем триместре беременности, чтобы определить, какое место они занимают в генезисе развития качеств матери. Качества матери во время беременности могут являться:
-
условиями (предпосылками) или причинами развития базовых качеств матери после рождения ребенка;
-
первоначальной (эмбриональной, зародышевой) ступенью развития базовых качеств матери;
-
промежуточной ступенью развития собственно базовых качеств матери.
Наше исследование базовых качеств матери (КаМа) в третьем триместре беременности являлось частью лонгитюдного изучения развития системы базовых качеств матери, начиная с третьего триместра беременности и в периоды развития ребенка Ъ-4 мес., 7-8 мес., 12-13 мес., 6 лет. Экспериментальная группа состояла из 29 первородящих матерей в возрасте от 19 до 35 лет с различным социоэкономическим статусом [3, 10].
Методикой изучения КаМа в третьем триместре беременности служило изучение представлений беременных женщин о функциях матери и ее отношении к ребенку. Для выявления этих представлений использовались проективные методики: рисунки «мой ребенок в настоящем», «мой ребенок в будущем», а также ассоциативные методики для выявления ассоциаций к словам «ребенок», «мать» и определения этих слов [10, 3].
Использование свободных ассоциаций и определений дает возможность провести содержательный анализ личностных смыслов, которые имеют слова «ребенок», «мать» для беременных женщин. При свободном ассоциативном эксперименте испытуемые не ограничены в выборе возможных ассоциаций. Испытуемые работают со значением в «режиме употребления», что позволяет выделить и некоторые неосознаваемые компоненты значения (В.П. Петренко) Предполагалось, что в индивидуальных семантических компонентах значений данных слов-стимулов, а значит, в значениях ассоциаций и определений слов имеются некоторые значения базовых КаМа.
Данные показывают, что имеется соответствия между качествами матери, выраженными в ассоциациях и определениях к словам «ребенок» и «мать» и базовыми качествами матери и ее характеристиками. Наиболее выражено в период беременности качество «принятие», имеются и некоторые характеристики «отзывчивости» — «эмпатия», «внимание», «уважение индивидуальности», среди них в наибольшей мере — «эмпатия».
Представления о матери как «субъекте обучения» почти не выражены. У беременных женщин нашей выборки имеются представления о матери как «субъекте воспитания» и «субъекте ухода за ребенком». В этих представлениях отражена субъектность матери и почти не отражены желания и умения женщин развивать ребенка в различных видах деятельности и общения. У наших будущих матерей представление о том, что ребенка надо развивать с первых дней и месяцев его жизни, не являлось значимым. Лишь несколько женщин имели ассоциации «игра», «играть», «инициатор в детских играх». Вероятно, если бы в нашу группу входили женщины, которые имели бы другой, более антропоцентрический, гуманистический подход к ребенку и обучали бы своего еще не родившегося ребенка взаимодействию, результаты анализа качеств матери «отзывчивость» и «субъекта обучения» были бы другими.
Таким образом, можно говорить о следующих особенностях качеств матери в период беременности:
-
в период беременности представлены все виды базовых качеств матери и ряд их характеристик;
-
почти отсутствуют характеристики и мало представлены качества матери, проявляющиеся во взаимодействии ребенка лицом к лицу с матерью и с предметами окружающего мира;
-
качества матери и их характеристики существуют относительного не реального, а виртуального, воображаемого ребенка;
-
при наличии этих качеств во время третьего триместра беременности закладываются основы для развития ребенка как индивида, представителя человеческого рода и культуры.
Наличие всех качеств матери, ряда характеристик качеств, основ их функций в развитии ребенка как индивида, представителя рода и культуры, возможности развития качеств матери при другом, более антропоцентрическом подходе к развитию ребенка свидетельствуют о том, что качества матери во время беременности являются начальной, первичной стадией развития базовых качеств матери — их протокачествами. Особенности их характеристик определяются особенностями среды обитания неродившегося ребенка и его взаимодействия с матерью. Вероятно, протокачества должны оказывать влияние на развитие базовых качеств матери в возрастной период развития ребенка 3-4 мес.
4. Связь протокачеств матери в третьем триместре беременности с базовыми качествами матери, взаимодействующей с ребенком в возрасте 3-4 мес.
В нашем лонгитюдном исследовании развития качеств матери [3] были выявлены связи между протокачествами матери и базовыми качествами матери в период развития ребенка 3—4 мес., чтобы выявить, насколько протокачества в третьем триместре беременности могут предсказать качества матери.
Для этого были вычислены коэффициенты корреляций между данными, характеризующими протокачества, и данными, характеризующими базовые качества матери в период развития младенца 3-4 мес. Были рассмотрены лишь статистически значимые корреляции (связи с вероятностью от 95% до 99%). Были определены 33 корреляции (см. Рис. 2 [3, с. 95]). В таблице используются следующие обозначения: КаМа — качества матери, ХКаМа — характеристика качества матери, СОО — субъект обучения общению, СОДП — субъект обучения действиям с предметами.
Данные Рис. 1 свидетельствуют о том, что ряд выделенных нами протокачеств матери, действительно, могут служить предсказателями будущих базовых качеств матери.
Можно сделать вывод о том, что определенные протокачества матери в третьем триместре беременности могут служить индикатором определенных базовых качеств матери и их характеристик тогда, когда младенцу исполняется 3-4 месяца.
Исходя из данных таблицы, можно сделать выводы, что:
-
имеется лишь несколько однозначных соответствий (эматия-эмпатия и субъектность — ХКаМа СОО) между протокачествми и базовыми качествами матери в период развития ребенка 3-4 мес.;
-
все протокачества оказывают влияние на развитие базовых качеств матери в возрастной период 3—4 мес.
-
Малое число однозначных соответствий, вероятно, свидетельствует о том, что после рождении ребенка вследствие изменения жизненной среды и особенностей взаимодействия с матерью, а также вследствие изменений представлений матери о ребенке от виртуальных к реальным протокачества матери развиваются и изменяются.
Протокачества
|
Качества матери и их характер в возрастной период 3-4 мес.
| |
Принятие (положительное отношение)
|
ХКаМа СОДП
|
[9т]
|
ХКаМа СОО
|
[1г]
| |
Эмпатия
|
ХКаМа СОДП
|
[4т]
|
Эмпатия
|
[1г]
| |
КаМа Принятие
|
[1г]
| |
ХКаМа СОО
|
[2т]
| |
КаМа СОО
|
[1т]
| |
ХКаМа Отзывчивость
|
[Зт]
| |
Уважение индивидуальности
|
ХКаМа СОДП
|
[1т]
|
Субъектность
|
ХКаМа СОО
|
[1т]
|
Адекватное реагирование
|
[1г]
| |
Эмпатия
|
[1]
|
Рис. 1. Связи между протокачествами матери в третий триместр беременности и качествами матери в возрастной период 3-4 мес.
Наряду с этим наличие множественных корреляций дает возможность предположить, что и протокачества, и базовые качества матери имеют своей основой ценностные смыслы, связанные с ценностью материнства и ребенка. Вероятно, благодаря этим смыслам наблюдается связь и происходит преобразование первичных качеств матери у неродившегося ребенка в базовые качества матери, взаимодействующей с младенцем.
Итак, функционирование базовых качеств матери начинается во время беременности женщины. Что же является условиями, причинами, факторами развития качеств матери?
В исследованиях готовности к материнству выявлены так называемые факторы, важные для развития материнства: положительная эмоциональная реакция женщины на беременность, принятие себя в роли матери, особенности ее личности; супружеские отношения; опыт взаимоотношений с родителями в семье; социально-экономический статус женщины; социальная поддержка; положительный образ ребенка во время беременности, установление общения с ним [3, 4, 5, 11, 14, 19 и др.]. Если провести анализ этих факторов с точки зрения понятий «условия», «причины», «факторы», «протокачества» матери», то, вероятно, положительная эмоциональная реакция матери на беременность, на будущего ребенка и положительный образ будущего ребенка свидетельствуют о протокачестве принятия у матери. Особенности личности матери, в которые входит принятие себя в роли матери, отношения с супругом, отношения с родителями в семье являются, как показали исследования, причинными, внутренними связями, которые и предшествуют материнству и сосуществуют вместе с ним, видоизменяя его. Это — важные причины, то есть факторы развития материнства. Установление общения с ребенком во время беременности является следствием качества принятия матерью не родившегося ребенка; характеристики социоэкономического статуса матери и наличие или отсутствие социальной поддержки являются внешними условиями развития материнства.
Вероятно, следует различать те личностные качества женщины, отражающие отношения к себе и другим, которые сложились, когда сама мать была ребенком от тех, личностных качеств, которые имеются у женщины в период беременности или после нее. Во время беременности первые не остаются неизменными, а, как показывают исследования [23], изменяются.
В наших исследованиях изучалось влияние на развитие качеств матери личностных характеристик матери и ряда характеристик социоэкономического статуса матери: возраст женщины, до какого возраста она проживала со своей собственной матерью, наличие мужа, проживание с отцом ребенка, отношения с мужем (близость развода), образование женщины, ее мужа, ее матери и отца, алкоголизм матери и ее мужа, жилищные и материальные условия [3 и др.].
Являются ли личностные качества женщины полными необходимыми причинами, каждая из которых всегда вызывает следствие, или частичными причинами, которые реализуют следствие лишь при наличии других условий? Результаты исследований показали, что личностные качества матери, сформировавшиеся к данному моменту, являются частичными причинами, которые становятся необходимыми в зависимости от возрастного периода развития ребенка и вида качества. Например, такая личностная характеристика матери как авторитарность — вмешательство в жизнь ребенка является необходимой для развития качеств матери в возрастном периоде 3-4 мес., и не является необходимой в возрастном периоде развития ребенка 7-8 мес.
Результаты исследования также показали, что внешние условия становятся необходимыми для развития качеств матери в зависимости от ряда других условий, определяющих значимость и востребованность внешних условий, например, возраста ребенка, вида качества. Кроме этого, роль необходимых условий — положительная или отрицательная — может изменяться в зависимости от базового качества женщины. Например, в возрастном периоде 3-4 месяца отсутствие алкоголизма мужа является необходимым условием для развития качеств матери, а в период 7-8 месяцев таким необходимым условием является отсутствие алкоголизма матери. Или, например, возраст матери отрицательно влияет на развитие протокачества принятия, но положительно — на развитие заботы беременной женщины о предметах и процедурах, необходимых для будущего ребенка. Таким образом, можно говорить о зависимости от других условий влияния причин и условий развития на становление базовых качеств матери.
Говоря об условиях, причинах, факторах развития базовых качеств матери нельзя не рассмотреть движущие силы развития качеств матери.
5. Движущие силы и социальная ситуация развития базовых качеств матери
В лонгитюдном исследовании базовых качеств матери было выявлено, что система каждого качества и отношения качеств между собой изменялись в различных возрастных периодах развития ребенка [3 и др.]. Исходя из результатов исследований развития системы базовых качеств, а также из данных изучения развития функций матери [19], можно сделать вывод, что движущими силами развития качеств матери являются противоречия во взаимодействии между матерью и ребенком. Это — противоречия между уже имеющимися на данном этапе развития ребенка качествами матери и появившимися изменениями в психическом развитии ребенка (новыми образованиями), относящимися к следующему этапу развития ребенка. Противоречия во взаимодействии между матерью и ребенком возникают и разрешаются при влиянии внутренних причин и факторов развития матери (личностных характеристик и ценностей) и внешних условий — текущих отношений со значимыми для матери людьми в определенных обстоятельствах — в определенной социальной ситуации развития.
Согласно Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития ребенка в данном возрасте как «исключительное, единственное и неповторимое отношение» между ребенком и окружающей его (прежде всего) социальной действительностью является исходным моментом для «всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного период» [6, с. 258]. У. Бронфенбреннер утверждает, что ребенок постоянно взаимодействует с окружающей внешней средой на разных уровнях социального окружения — уровне микросистемы (с людьми в семье и других общественных институтах), составляющей непосредственное окружение ребенка, — на уровне мезосистемы, представляющей взаимоотношения нескольких элементов микросистемы, на уровне экзосистемы — общественных структур, не составляющих ближайшее окружение ребенка, но, тем не менее, оказывающих на него влияние [25]. Таким образом, можно сказать, что социальная ситуация развития ребенка имеет несколько социальных уровней[2].
Результаты нашего лонгитюдного исследования базовых качеств матери дают возможность заключить о том, что в различных возрастных периодах развития ребенка влияние разных уровней социального окружения не является одинаковым. Так, в возрастном периоде 3-4 мес. ребенок взаимодействует со всеми уровнями внешней среды, однако влияние их не одинаково. В наибольшей мере ребенок взаимодействует со средой на уровне микросистемы и мезосистемы — с матерью и членами семьи, в частности — с отцом. Компоненты экзосистемы (общественные институты) в этом возрастном периоде воздействуют на ребенка гораздо меньше — ситуативно и опосредствованно, через качества родителя. Говоря о развитии базовых качеств матери как ее личностных образований, вероятно, также можно утверждать, что их развитие происходит в результате социального взаимодействия матери на различных уровнях экологических систем, описанных У. Бронфенбреннером. Изучение развития базовых качеств показывает, что в разные периоды развития ребенка разные уровни оказывают неодинаковое влияние на развитие качеств матери [3].
Внешние условия развития базовых качеств матери, отражающие «здесь-и-теперь» отношения матери с ребенком, с другими членами семьи, с более отдаленным социумом и внутренние факторы развития качеств матери, (уже сложившиеся личностные характеристики женщины) представляют собой систему социальной ситуации развития базовых качеств матери. Исходный момент развития качеств матери — социальная ситуация развития понимается как система, в которую входит мать с ее ценностями и ожиданиями и ее значимое окружение — ребенок, муж, может быть, другие значимые члены семьи [3]. Исследование развития системы базовых качеств матери показало, что отношения матери со значимыми людьми, прежде всего с ребенком, через ожидания матери опосредствуются востребованными в данный период развития младенца личностными качествами женщины и значимыми другими уровневыми социальными компонентами ситуации развития.
Итак, говоря о генезисе системы базовых качеств матери, молено утверждать, что существует этап от рождения матери до ее беременности, на котором происходит развитие потенциальных условий. Они служат основой условий, причин и факторов развития протокачеств и качеств матери. На этапе беременности развиваются первичные качества — протокачества матери, которые закладывают основы для развития базовых качеств матери и их функций. Движущими силами развития протокачеств и базовых качеств матери являются противоречия между уже имеющимися (на данном этапе развития ребенка) качествами и появившимися изменениями в психическом развитии ребенка, относящимися к следующему этапу его развития Протокачества и качества матери развиваются в процессе взаимодействия матери прежде всего с ребенком, мужем и с другими членами социума в системе социальной ситуации развития. Она включает различные уровни экологических систем отношений матери. Отношения матери с ребенком в социальной ситуации развития через ожидания матери опосредствуется востребованными в данный период развития младенца личностными качествами женщины и востребованными социальными компонентами ситуации развитии. Исходя из исследований, можно предположить, что этапы развития базовых качеств матери после рождения ребенка зависят от этапов развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеева Н.Н. и др. Мозг и поведение младенца. — М., 1993.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы психологического анализа.—М., 1990.
3. Барановская Т.И. Развитие базовых качеств матери и психическое развитие младенца в возрасте 3-4 и 7-8 месяцев (лонгитюдное исследование). Дисс. канд. психол. наук. — Шуя, 2002.
4. Брехман Г.И. Перинатальная психология: проблемы живущих и человек будущего // Экология земли, экология лона. Материалы конференции Иваново, 1998.
5. Брутман В.И. Особенности психогении и психические нарушения, возникающие во время беременности у женщин, отказывающихся от новорожденных // Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация).
— Иваново, 2002.
6. Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч. Т. 4. — М., 1984.
7. Исенина Е.И. Отчет о выполнении НИПа по теме 2.22. — М.: Центр лечебной педагогики, 1991.
8. Исенина Е.И. Особенности присвоения форм и значений культуры в раннем детстве и качества матери // Философия языка и семиотика. — Иваново, 1995.
9. Исенина Е.И. Понятие «базовые качества матери» // Материнство. Психолого-социальные аспекты (норма и девиация). — Иваново, 2002. С. 20-24.
10. Исенина Е.И., Барановская Т.И. Предпосылки базовых качеств матери и их связь с социопсихологическими характеристиками будущей матери // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. — Москва-Воронеж, 2001.
11. Копыл О.А., Баженова О.В., Баз Л.Л. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // Открытая трибуна. Синапс. 1994. № 5.
12. Ивин А.А., Никифоров А.Л. Словарь по логике. — М., 1998.
13. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.
14. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. — СПб., 1999.
15. Новая философская энциклопедия. Т. 3. — М., 2001.
16. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1964.
17. Попцова Е.В. Качества матери и психическое развитие ребенка раннего возраста. Дисс. канд. психол. наук. — М., 1995.
18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.
19. Филиппова Г.Г. Психология материнства. — М., 2002.
20. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983.
21. Элъконин Б.Д. Введение в психологию развития. — М., 1994.
22. Ainsworth M.D.S., BowlbyJ. An ethological approach to personality development // American Psychologist. 1991. Vol. 46. № 4.
23. Ballow J. V. The psychology of pregnancy. Reconciliation and resolution. — Michigan, 1978.
24. Breslav G.M. Vygotsky’s concept of the «Social situation of development»: current perspectives. Poster prsentedat 13th Biennial Meetings of ISSBD. — Amsterdam, June, 28-July, 2, 1994.
25. Bronfenbrenner U. The ecology of human development. — Cambridge, 1979.
26. Heidmets M. Environment as the mediator of human relationships: historical and ontogenetic aspects // Children within environments. — Chichester, 1988.
27. Papousek H., Papousek M. Intuitive parenting: a dialectic counterpart to the infant integrative competence // Handbook of infant development / Ed. by J.D. Osofsky. — NY, 1979.
28. Rohner R.P. Warmth dimension. Foundations of parental acceptance-rejection theory. — Beverly-Hills, 1986.
29. Trevarthen C. Consciousness in infancy: its origins, motives and causal potency. Based on the talk at the seminar «Molecules and the mind: the mind-body problem in the epistemology and in the history of science», Venice, October 5-6, 1990.
30. Valsiner J. Culture and the development of children’s actions Norwood. 1987.
[1] Исенина Елена Исааковна — доктор психологических наук, профессор кафедры психологии и английской филологии Ивановского Госуниверситета.
[2] Уже после использования теории Бронфенбреннера для рассмотрения развития базовых качеств матери, мы познакомились с работами Г. Бреслава, в которых эта теория использовалась для описания социальной ситуации развития подростка [24].
Смотрите также:
Статьи
Статьи
- Предпосылки девиантного материнского поведения
Психологический журнал, 2000 г, № 2. - Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности
"Вопросы психологии"- № 1997. №6 - Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка
МГППУ, Факультет "Психология образования", 1996г. - Психологическая готовность к материнству
Вопросы психологии, 2000, N 5. - Путь к материнству начинается с младенчества
Дошкольное воспитание, 2002, N 11.