Рисунок как способ коррекции агрессии в подростковом возрасте
|
1. Агрессия становится нормой поведения в современном мире. Агрессивные компьютерные игры, сцены убийства по телевидению, террор. Если агрессия и не является средством защиты, то она используется как средство нападения, чтобы доказать свою силу, значимость и без явной угрозы» - такое заявление сделал А.Асмолов в недавнем выступлении.
2. Рисунок как способ коррекции агрессии выбран по следующим причинам:
- подросткам предлагается работать с самовыражением, а не с проблемой;
- метод рисунка является средством преимущественно невербального общения. Это дает возможность работать с подростками, которые недостаточно хорошо владеют речью, затрудняются в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связаны с речевым общением. Символическая речь является основой рисунка, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению;
- рисование во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации и проработки внутренних конфликтов.
3. По нашему замыслу в процессе направленного рисования происходит совладание с агрессивным поведением, что проявится в снижении случаев проявления агрессии. Направленное рисование приводит к более устойчивому результату совладания с агрессивными импульсами, т.к. в процессе происходит усвоение новых способов совладания.
4. Можно выделить множество подходов изучающих агрессию. Нами был выбран следующий.. Психотерапевт гештальт-терапевтического направления В.Оклендер говорит о том, чтобы выжить в мире, ребенок будет делать то, что по его мнению, наиболее отвечает его потребностям. Исходя из этого подхода, агрессия – это симптом того, что ребенку дискомфортно, и он реагирует таким способом, который не устраивает окружающих (жалобы на «непослушность», «бунт»), это путь, способствующий его выживанию.
5. Направленное рисование как способ коррекции агрессивности способствует интернализации утраченной агрессии. Ненаправленное рисование ведет к простому отреагированию и приводит к временному улучшению.
В процессе направленного рисования происходит следующее:
- 1. Отреагирование и экстериоризация агрессивных импульсов.
- 2. Интернализация. При помощи проделанных операций (обсуждение изобразительного материала) усваивается раннее утраченная агрессия, которая воспринималась, как отдельная сила и была направлена вовне или на себя.
Это форма участия взрослого в процессе экстериоризации и интернализации агрессии с новым способом совладания.
6. Представленные предположения проверялись в коррекционных занятиях (15 встреч), включающих в себя диагностику, коррекционную работу, повторную диагностику, предварительный сбор анамнеза и последующий катамнез.
Темы проведенных мотивов рисования:
- Сбор анамнеза, тестирование (опросник Басса-Дарки, рисунок несуществующего животного, рисунок злого животного).
- Тест «Три дерева».
- «Куст роз».
- «Автопортрет в зеркале».
- Герб и символ, отражающие наиболее характерные свойства личности.
- Работа с цветами и линиями – исследование смыслового значения. Рисунок времен года, эмоций, этапов жизни.
- Автопортрет: каким бы я хотел выглядеть для других и какой я внутри (что я из себя представляю, что чувствую).
- «Я и мой окружающий мир».
- «Пейзаж, кто за ним прячется».
- «Страхи» (Темная комната).
- Рисование проблемы, которая имеет устойчивый характер, рисунок выгоды, с которой связана проблема (выпускание пара, нахождение решения).
- Изображение конфликтной ситуации с помощью цветов и линий, разговор между ними.
- «Слабость – сила».
- «Мудрец».
- Вторичная диагностика. «Автопортрет в зеркале». Подведение итогов. Окончание занятий, планы на будущее.
7.Процесс коррекционной работы происходил по следующей схеме.
- Экстериоризация и отреагирование агрессии с помощью изображения.
- Проработка с помощью техники обсуждения изобразительного материала по В.Оклендер и Я.Л.Обухову.
8. В нашей работе подтвердилось влияние направленного рисования на проявление агрессивного поведения у подростков. После прохождения коррекционных занятий с помощью рисуночных методов уменьшается количество агрессивных поведенческих актов и действий.
Статьи
- Рисуночный тест Р. Сильвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности
Психологический журнал, 2004, №5. - Техника коррекции эмоциональных комплексов через рисование у детей 5-9 лет
Учительский журнал. - 2008. - N 1. - С.84-90. - Выражение эмоций и чувств посредством рисования у детей с задержкой психического развития
Тезисы II-ой городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения / Научно-практическая деятельность молодых ученых и студентов в рамках программы модернизации образования./ (23-24 апреля 2003г.)