Рисунок как способ коррекции агрессии в подростковом возрасте

Автор: Чадина М.А. 
Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

1. Агрессия становится нормой поведения в современном мире. Агрессивные компьютерные игры, сцены убийства по телевидению, террор. Если агрессия и не является средством защиты, то она используется как средство нападения, чтобы доказать свою силу, значимость и без явной угрозы» - такое заявление сделал А.Асмолов в недавнем выступлении.

2. Рисунок как способ коррекции агрессии выбран по следующим причинам:

  • подросткам предлагается работать с самовыражением, а не с проблемой;
  • метод рисунка является средством преимущественно невербального общения. Это дает возможность работать с подростками, которые недостаточно хорошо владеют речью, затрудняются в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связаны с речевым общением. Символическая речь является основой рисунка, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению;
  • рисование во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации и проработки внутренних конфликтов.

3. По нашему замыслу в процессе направленного рисования происходит совладание с агрессивным поведением, что проявится в снижении случаев проявления агрессии. Направленное рисование приводит к более устойчивому результату совладания с агрессивными импульсами, т.к. в процессе происходит усвоение новых способов совладания.

4. Можно выделить множество подходов изучающих агрессию. Нами был выбран следующий.. Психотерапевт гештальт-терапевтического направления В.Оклендер говорит о том, чтобы выжить в мире, ребенок будет делать то, что по его мнению, наиболее отвечает его потребностям. Исходя из этого подхода, агрессия – это симптом того, что ребенку дискомфортно, и он реагирует таким способом, который не устраивает окружающих (жалобы на «непослушность», «бунт»), это путь, способствующий его выживанию.

5. Направленное рисование как способ коррекции агрессивности способствует интернализации утраченной агрессии. Ненаправленное рисование ведет к простому отреагированию и приводит к временному улучшению.

В процессе направленного рисования происходит следующее:

  • 1. Отреагирование и экстериоризация агрессивных импульсов.
  • 2. Интернализация. При помощи проделанных операций (обсуждение изобразительного материала) усваивается раннее утраченная агрессия, которая воспринималась, как отдельная сила и была направлена вовне или на себя.

Это форма участия взрослого в процессе экстериоризации и интернализации агрессии с новым способом совладания.

6. Представленные предположения проверялись в коррекционных занятиях (15 встреч), включающих в себя диагностику, коррекционную работу, повторную диагностику, предварительный сбор анамнеза и последующий катамнез.

Темы проведенных мотивов рисования:

  1. Сбор анамнеза, тестирование (опросник Басса-Дарки, рисунок несуществующего животного, рисунок злого животного).
  2. Тест «Три дерева».
  3. «Куст роз».
  4. «Автопортрет в зеркале».
  5. Герб и символ, отражающие наиболее характерные свойства личности.
  6. Работа с цветами и линиями – исследование смыслового значения. Рисунок времен года, эмоций, этапов жизни. 
  7. Автопортрет: каким бы я хотел выглядеть для других и какой я внутри (что я из себя представляю, что чувствую).
  8. «Я и мой окружающий мир».
  9. «Пейзаж, кто за ним прячется».
  10. «Страхи» (Темная комната).
  11. Рисование проблемы, которая имеет устойчивый характер, рисунок выгоды, с которой связана проблема (выпускание пара, нахождение решения).
  12. Изображение конфликтной ситуации с помощью цветов и линий, разговор между ними.
  13. «Слабость – сила».
  14. «Мудрец».
  15. Вторичная диагностика. «Автопортрет в зеркале». Подведение итогов. Окончание занятий, планы на будущее.

7.Процесс коррекционной работы происходил по следующей схеме.

  • Экстериоризация и отреагирование агрессии с помощью изображения.
  • Проработка с помощью техники обсуждения изобразительного материала по В.Оклендер и Я.Л.Обухову.

8. В нашей работе подтвердилось влияние направленного рисования на проявление агрессивного поведения у подростков. После прохождения коррекционных занятий с помощью рисуночных методов уменьшается количество агрессивных поведенческих актов и действий.

Смотрите также:

Статьи
Вернуться к списку статей