Детская психология
 

Рисунок как способ коррекции агрессии в подростковом возрасте

Автор: Чадина М.А. 
Рубрика:  Подростки 
Версия для печати

1. Агрессия становится нормой поведения в современном мире. Агрессивные компьютерные игры, сцены убийства по телевидению, террор. Если агрессия и не является средством защиты, то она используется как средство нападения, чтобы доказать свою силу, значимость и без явной угрозы» - такое заявление сделал А.Асмолов в недавнем выступлении.

2. Рисунок как способ коррекции агрессии выбран по следующим причинам:

  • подросткам предлагается работать с самовыражением, а не с проблемой;
  • метод рисунка является средством преимущественно невербального общения. Это дает возможность работать с подростками, которые недостаточно хорошо владеют речью, затрудняются в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связаны с речевым общением. Символическая речь является основой рисунка, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению;
  • рисование во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому представляет возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации и проработки внутренних конфликтов.

3. По нашему замыслу в процессе направленного рисования происходит совладание с агрессивным поведением, что проявится в снижении случаев проявления агрессии. Направленное рисование приводит к более устойчивому результату совладания с агрессивными импульсами, т.к. в процессе происходит усвоение новых способов совладания.

4. Можно выделить множество подходов изучающих агрессию. Нами был выбран следующий.. Психотерапевт гештальт-терапевтического направления В.Оклендер говорит о том, чтобы выжить в мире, ребенок будет делать то, что по его мнению, наиболее отвечает его потребностям. Исходя из этого подхода, агрессия – это симптом того, что ребенку дискомфортно, и он реагирует таким способом, который не устраивает окружающих (жалобы на «непослушность», «бунт»), это путь, способствующий его выживанию.

5. Направленное рисование как способ коррекции агрессивности способствует интернализации утраченной агрессии. Ненаправленное рисование ведет к простому отреагированию и приводит к временному улучшению.

В процессе направленного рисования происходит следующее:

  • 1. Отреагирование и экстериоризация агрессивных импульсов.
  • 2. Интернализация. При помощи проделанных операций (обсуждение изобразительного материала) усваивается раннее утраченная агрессия, которая воспринималась, как отдельная сила и была направлена вовне или на себя.

Это форма участия взрослого в процессе экстериоризации и интернализации агрессии с новым способом совладания.

6. Представленные предположения проверялись в коррекционных занятиях (15 встреч), включающих в себя диагностику, коррекционную работу, повторную диагностику, предварительный сбор анамнеза и последующий катамнез.

Темы проведенных мотивов рисования:

  1. Сбор анамнеза, тестирование (опросник Басса-Дарки, рисунок несуществующего животного, рисунок злого животного).
  2. Тест «Три дерева».
  3. «Куст роз».
  4. «Автопортрет в зеркале».
  5. Герб и символ, отражающие наиболее характерные свойства личности.
  6. Работа с цветами и линиями – исследование смыслового значения. Рисунок времен года, эмоций, этапов жизни. 
  7. Автопортрет: каким бы я хотел выглядеть для других и какой я внутри (что я из себя представляю, что чувствую).
  8. «Я и мой окружающий мир».
  9. «Пейзаж, кто за ним прячется».
  10. «Страхи» (Темная комната).
  11. Рисование проблемы, которая имеет устойчивый характер, рисунок выгоды, с которой связана проблема (выпускание пара, нахождение решения).
  12. Изображение конфликтной ситуации с помощью цветов и линий, разговор между ними.
  13. «Слабость – сила».
  14. «Мудрец».
  15. Вторичная диагностика. «Автопортрет в зеркале». Подведение итогов. Окончание занятий, планы на будущее.

7.Процесс коррекционной работы происходил по следующей схеме.

  • Экстериоризация и отреагирование агрессии с помощью изображения.
  • Проработка с помощью техники обсуждения изобразительного материала по В.Оклендер и Я.Л.Обухову.

8. В нашей работе подтвердилось влияние направленного рисования на проявление агрессивного поведения у подростков. После прохождения коррекционных занятий с помощью рисуночных методов уменьшается количество агрессивных поведенческих актов и действий.

Смотрите также:

Статьи

Новости психологии

21.01.2022

Подборка литературы


24.12.2021

Объявлена дата I Международной конференции Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике


16.12.2021

О воспитании ребёнка с РАС в подкасте «Vasia in Space»



Медиатека

Все ролики

Партнеры

Бесплатная горячая линия помощи родителям

Обратиться за консультацией

Центр междисциплинарных исследований современного детства МГППУЦентр междисциплинарных исследований современного детства МГППУ
childresearch.ru
Портал психологических новостейПортал психологических новостей
psypress.ru
Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru Портал психологических изданий PsyJournals.ru

Электронная библиотека по психологии

Электронная библиотека по психологии – psychlib.ru
Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета – Электронные документы и издания в области психологии и смежных дисциплин.
Регистрация | Расширенный поиск | О проекте

Логотип PsyJournals.ru Новые выпуски научных и научно-практических периодических изданий по психологии и педагогике:
Актуальные статьи, Ведущие журналы, Цитируемые авторы, Широкий спектр ключевых слов.
Все издания индексируются РИНЦ
 

© 2005–2022 Детская психология — www.Childspy.ru, Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-68288
© 1997–2022 Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов портала производится с разрешения редакции

FacebookTwitter
  Яндекс.Метрика