Психосоматические основания психологической диагностики и коррекции проблем учебной деятельности

Автор: Коновалов B.Ю. 
Рубрика:  Младшие школьники 
Версия для печати

Диагностика и коррекция проблем учебной деятельности являются постоянными задачами педагогической психологии. Их актуальность в современной образовательной среде не снижается, а, наоборот, приобретает новые стороны и особенности. В связи с этим необходимо понимание системных связей в коррекционной деятельности, которое позволит интегрировать усилия различных специалистов в решении проблем ребенка, а не замкнуть ее только на психологе образовательного учреждения.

С определенной долей условности, комплекс изучаемых проблем можно определить следующей последовательностью: социальные, когнитивно-мотивационные, нейрорегуляторные, активационно-тонические. В целом эта последовательность представляет собой иерархические уровни психосоматического единства, лежащего в основании интенциональной направленности личности в любом виде деятельности, включая и учебную. При этом каждый уровень является вполне доступным для изучения, однако в его организации обязательно будут участвовать и остальные. Поэтому эффективность коррекционной деятельности будет напрямую зависеть от понимания специалистом уровневых связей и построением адекватного диагностического маршрута, на основе которого может проводиться соответственная коррекция.

В принципе, первичное обращение за помощью к психологу характеризует социальный уровень проблем психосоматического обеспечения учебной деятельности. Он проявляется в неспособности ребенка успевать, т.е. соответствовать социальным ожиданиям в сообразном возрасту ведущем виде деятельности. В ходе диагностики этого уровня выясняются следующие проблемы: степень адаптации к учебному процессу и коллективу, особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В плане коррекции этого уровня формируются адаптивные способы поведения ребенка посредством групповой тренинговой работы.

Следующий уровень диагностики - это анализ когнитивной и мотивационной сферы, позволяющий выяснить особенности познавательной деятельности. В данном контексте речь идет о незрелости или несформированности процессуальной стороны психической деятельности, а не о дефектах. Безусловно, эти процессы должны быть изучены всесторонним образом, так как их зависимость носит факторный характер. Несформированность того или иного психического процесса может быть следствием несформированности других. Таким образом, предметом коррекционной работы на этом уровне должна стать вся когнитивно-мотивационная сфера, а не отдельный ее элемент.

Третий, нейрорегуляторный уровень психосоматической организации представляет собой высшие корковые функции, то есть механизмы мозга, обеспечивающие психическую деятельность. Недостаточность этих механизмов напрямую сказывается на когнитивно-мотивационной сфере ребенка, являясь причиной проблем учебной деятельности. В ходе диагностики представляется наиболее важным изучение нейропсихологических механизмов Регуляции и контроля протекания деятельности, незрелость которых определяет большинство познавательных проблем. При этом частым становится парциальная недостаточность специфического вида коркового эксперимента, при слуховом предъявлении задачи учащимся предъявляются также отдельные звуковые сигналы, которые могут различаться по направлению источника звука (громкость, высота, интенсивность) и таким образом моделируются всевозможные посторонние шумы. В исследование планируется включить два первых класса, один из которых обучается по программе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (развивающее обучение), а другой - по обновленной традиционной программе (программа 2100). Таким образом, общая гипотеза исследования заключается в том, что в условиях «случайных» помех при решении математических задач теоретического содержания учащиеся классов развивающего обучения меньше теряют способность мыслить теоретически, нежели учащиеся традиционных.

Смотрите также:

Статьи