Сравнительный анализ сформированности образа Я у детей 5-7 лет
|
Очень важным компонентом индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. В детском возрасте самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общения с другими людьми. Это важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.
В дошкольном детстве самооценка находится в стадии становления. Особенно интерес представляет собой этап 5-7 лет, когда начинает формироваться адекватная, дифференцированная самооценка. Выготский Л.С. связывает появление самооценки с возможностью обобщения отношений к окружающим и понимания своей ценности.
Оценка себя не существует изолированно от представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в науке данным (В. В. Столин, 1983), в состав содержательных представлений субъекта о том, каков он, не входят ценностно нейтральные качества, лишенные для субъекта личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной или негативной ценностью.
В современной науке вводится различие между общим представлением о себе - образ Я и его аспектами: содержательным (Я-концепция) и оценочным (самооценка). В нашем исследовании мы хотели проследить особенности становления Я-концепции и самооценки как компонентов раннего образа Я. Для этого мы использовали методику Дембо-Рубинштейн в модификации Е.З.Басиной (Е.З.Басина, 1988). Методика состоит из двух этапов: беседы, в которой делалась попытка выявить характер содержательных вербализованных представлений о себе (Я-концепция); шкал Дембо-Рубинштейн, к которым добавлялись значимые для ребенка качества, выявленными при беседе (самооценка).
Исследование проводилось в период сентябрь-начало октября 2005 года. В нашем исследовании приняли участие 51 ребенок, из них: 20 детей 5-ти лет, 14 детей 6-ти лет и 17 детей 7-ми лет, посещающих первый класс общеобразовательной школы города Москвы. Все дети из семей со средним материальным достатком и сходным социокультурным уровнем. Дети первого класса обследовались после трех недель от начала обучения, на которые, по мнению многих исследователей, приходится период адаптации к новым школьным условиям.
По выделенным в результате анализа литературы критериям, самооценка и Я-концепция детей относились к одному из трех типов: «дошкольный», «переходный» и «школьный».
Анализируя распределение результатов по типам, можно заметить, что самооценка у большинства детей развита лучше, чем Я-концепция. Возможно, в обыденной жизни взрослые оценивают ребенка больше, чем говорят об его качествах, индивидуальных особенностях и т.д. Поэтому оценочный компонент образа Я быстрее интериоризируется и становится регулирующим деятельность ребенка фактором.
Анализ результатов в разновозрастных группах позволил говорить о схожести развития самосознания в детей 5 и 6 лет. Несмотря на то, что в группе шестилетних детей доля «переходных» и «школьных» ответов больше, траектория распределения результатов у детей 5 и 6 лет одинаковая. В обеих группах по критериям «самооценка» и «Я-концепция» превалируют дети с «дошкольным», не сформированным образом Я (более 50%), на втором месте по количеству ответов – «переходный» тип, а «школьный» - только на третьем месте. Причем разница между крайними вариантами и у пятилетних и у шестилетних детей не менее 30%, что позволяет говорить о не сформированности образа Я у большинства детей дошкольного возраста.
В выборке детей семи лет основная масса детей относится к «переходному» и «школьному» типам самооценки и Я-концепции, т.е. большая часть детей Могли рассказать о себе как об индивидуальности, могли различить «Я-реальное» и «Я-идеальное», оценить себя дифференцированно по разным качествам. Такие изменения свидетельствуют о переходе детей на следующий возрастной этап, характеризующийся новым уровнем развития самосознания.
В зависимости от сочетания уровня развития самооценки и Я-концепции, мы поделили детей на группы на основании сформированности раннего образа Я. У большинства детей всех возрастных групп не сформирован хотя бы один компонент образа Я. Эти данные еще раз подчеркивают неравномерность и относительную самостоятельность развития самооценка и Я-концепции.
По результатам исследования можно сделать следующий вывод: от 5 к 7 годам происходит становление образа Я и общей самооценки, причем в своем формировании самооценка несколько опережает содержательный план образа Я.
Статьи
- Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников
Вопросы психологии, 2001, №4.