Проектирование и программная реализация информационной системы для сопровождения детей и подростков
|
В наше время в медико-психологических центрах используют современные диагностические методики и коррекционные курсы, но информационное и техническое обеспечение, на котором строится работа, оставляет желать лучшего. Большое количество данных, получаемых специалистами, хранится в неудобном для анализа виде. В совокупности с небогатыми техническими возможностями это сильно усложняет создание выборок и когорт по определенным характеристикам детей и заболеваний. В таком случае для науки и для отрасли в целом пропадает необходимая для развития данного направления информация.
Данную актуальную проблему можно решить несколькими способами, один из которых – предоставление таким медико-психологическим центрам инструмента, с помощью которого они могли бы систематизировать, хранить и подготавливать к обработке полученные данные. Этим инструментом могло бы стать специализированное программное обеспечение.
Так как центры заметно отличаются по технологии работы, объект нашего исследования – информационные процессы, подходы, методологии и бизнес-процессы, сложившиеся в конкретном центре. Объектом проектирования выступет интерфейс системы, парадигма взаимодействия пользователя с системой, требуемая функциональность системы, оптимальная для данного центра база данных.
Мы работаем с Центром психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков (по аутизму), в дальнейшем именуемым Центр.
Наша цель – создать для Центра программное обеспечение, которое обладает необходимыми Центру функциями и эргономичным интерфейсом.
Для достижения этой цели мы выделили несколько задач: анализ предметной области; создание бумажных макетов форм; тестирование с будущими пользователями, реализация рабочей версии продукта.
На данный момент по многим причинам для центров подобного рода не существует систем, помогающих автоматизировать их работу.
У нас сложилась пока уникальная ситуация, когда спрос на программный продукт в области психолого-медико-социального сопровождения при наличии очень маленьких средств может быть удовлетворен.
Для выяснения необходимых заказчику функций, использовалась методология быстрого прототипирования, основа которой – интерфейс, предъявляемый пользователю на ранней стадии проектирования. Процесс проектирования интерфейсов (по идеологии Usability) итеративен и каждая итерация состоит из четырех этапов: анализ, проектирование, реализация, внедрение.
В процессе анализа в первую очередь выяснялись пожелания и требования заказчика, затем устанавливалось, какие функции необходимо реализовать, далее из этого списка выбиралось то, что можно предложить, имея малые временные и денежные ресурсы.
Было разработано техническое задание на будущую систему. Всего было исследовано 11 видов бланковых методик, в использовании которых участвовали специалисты 6 различных профилей, проанализировано 58 документов. Всего было опрошено 20 специалистов.
Для исследования деятельности специалистов мы сформировали выборку пользователей; пронаблюдали и зафиксировали очередность в заполнении и просмотре форм; записали недочеты, ошибки, жалобы пользователей; вернувшись на уровень проектирования, исправили и обновили интерфейс.
В системе реализованы функции ввода, хранения, просмотра информации, формирование отчетов по выбранному ребенку и по формируемым выборкам, оценка его состояния и динамики относительно детей с похожими показателями и относительно самого ребенка в прошлый период.
Для моделирования бизнес-процесса Центра использовалась программа BPWin. Создание компьютерного макета интерфейса осуществлялось с помощью среды Borland Delphi. Для создания модели базы данных и самой базы данных мы использовали CASE-средство ERWin. Для реализации программы был выбран язык Visual Basic.
Была использована методология проектирования ИС, отвечающая стандарту ISO 13407 : Human centred design processes for interactive systems. Использование ее ново как для студентов, так и для программистов. В результате ее применения получается качественная и удобная система.
Аналогов данной программы в настоящее время не существует. Так как такими же бланковыми диагностическими методиками пользуются во многих Медико-Социальных центрах России, программа будет полезна и им. Если у специалистов центра появится возможность накапливать и систематизировать результаты своих диагностик в удобном для анализа виде – это будет бесценно как для науки, так и для тех детей, которым нужна помощь.
Статьи