Празднично-событийный цикл как средство создания взросло-детского сообщества образовательного учреждения

Рубрика:  Дошкольники 
Ключевые слова:  детский сад  начальная школа 
Версия для печати
Статья из брошюры, посвященнной работе по развитию профессионального педагогического мастерства, в которую включены эссе педагогов, работающих в ГОУ «Начальная школа - детский сад» № 1835

Ни для кого не секрет, что жизнь с каждым годом становится все стремительней. Все больше информации сваливается на нас и наших детей, словно снежная лавина. Совсем не каждому взрослому под силу разобраться в многообразии событий, мнений и фактов. А дети? Как они переносят и выдерживают все это? Детский организм реагирует по-разному. То впитывает без разбора потоки рекламных слоганов, мягко говоря, «недобрых» мультсериалов, трагедии людей всего мира, о которых ежедневно сообщают СМИ. То перестают воспринимать жизненно важное: нормы, образцы отношения к людям и их поступкам, к подвигу, к истории и настоящему - всему тому, что приходит к детям из сказок, рассказов и игр.

Дети меняются, не то чтобы взрослеют, скорей раньше становятся прагматичными. Те книги, которые увлекали наших родителей в подростковом возрасте, сейчас интересны тем, кому исполняется семь. К сожалению, эта акселерация не касается дальнейшего развития читательской культуры, одного из путей вхождения в культурное сообщество. Ни второклассники, ни пятиклассники не стараются разобраться с теми вопросами, которые волновали юношество времен родителей. Взрослеющие дети перестают читать любую литературу, кроме той, что задают в школе, или останавливают свой выбор на книгах, приковывающих внимание быстрой сменой событий, действий. Все чаще воображаемые миры книг заменяются яркими, подвижными виртуальными компьютерными. Правда, в них некогда остановиться и задуматься над недосказанным, да и кому это нужно?

Общество стало свободней. Но что стоит за подлинной свободой, для чего она - остается неясным, и в первую очередь это касается подрастающего поколения. Действительно ли свобода в том, чтобы делать то, что хочу, не обращая внимания на других, не задумываясь о последствиях. Очень уж такая свобода инфатильна.

А может, свободу обретает только тот, кому посчастливится увидеть свой путь, свое место в том обществе, где ему довелось родиться? Найти свое сообщество - людей, разделяющих и понимающих твои взгляды и ценности, готовых принять тебя и поддержать твою инициативу, совместно довести идею до ее воплощения, - счастливая случайность. Можно ли сформировать сообщество? Как, в каких обстоятельствах это может произойти? Что для этого необходимо сделать? Этими вопросами уже 10 лет занимается коллектив «Материнской школы» ГОУ № 1835 Москвы.

У кого-то может возникнуть вопрос: почему в дошкольном образовательном учреждении возник вопрос о формировании сообщества? Не рано ли? Для нас же очевидным является то, что начинать стоит тогда, когда у человека все еще только начинается, когда ребенок еще способен воспринимать и видеть мир.

В учреждении три разновозрастные группы, в которой в течение дня учатся и общаются дети от 3 до 10 лет. Конечно, в первой половине дня дошкольники занимаются, а школьники - учатся. Но во второй половине дня после подготовки домашних заданий у школьников появляется возможность вернуться в группы, предложить и организовать совместные с дошкольниками дела, игры, соревнования. То, что в группы собирали ребят разного возраста, не случайно: младшим есть, у кого учиться, а старшим всегда есть, кому передавать то, что они знают и умеют. С другой стороны, оказывается, что на деле не всегда тот, кто старше по возрасту, бывает старшим и во всех отношениях: умении придумать что-то, довести начатое до конца и многое другое. А понимание того, что всегда есть, куда расти, и умение видеть даже небольшие изменения не только в других, но и в себе самом позволяют постепенно формировать ценность развития, стремление к совершенствованию себя, чуткое отношение к окружающим. Конечно, это не происходит само собой. Роль педагогов, работающих с детьми, живущих их тревогами и радостями, переоценить невозможно. Их усилиями и складывается коллектив группы.

И все-таки разновозрастные группы - это только условия, в которых должно формироваться сообщество. Каким оно должно быть? Что же является содержательным стержнем? Единство ценностных ориентиров, заложенных предыдущими поколениями и отражённых в культуре. Педагоги и разработчики программы Материнской школы исходили из того, что в своем развитии человек не может, не должен пройти мимо целого ряда общечеловеческих ценностей, не попытавшись понять, прочувствовать свое отношение к ним. С нашей точки зрения, особо важным является построение отношения к человеческому труду и его результатам, а также дарам природы, добру и злу, свету и тьме, искусству, мужеству, идее времени (прошлому, настоящему и будущему). Между определением основных направлений разработки содержания и практической работой с детьми существует большой разрыв. Каким образом можно проводить такую работу с детьми дошкольного возраста? Ну не читать же, в самом деле, им лекции!

Если задуматься, что же ближе всего детям? К чему стремятся всегда и помнят дольше, чем что-либо другое? Игра, праздник, что-то яркое, запоминающееся. А кто не знаком с тем, как хочется детям стать взрослыми? С каким упорством они доказывают, что уже давно не маленькие, а большие, стремятся сделать что-то стоящее. Так, наверное, и возникла идея превратить учебный год в череду праздников, совместных дел и событий - создать празднично-событийный цикл. И уже в процессе подготовки к празднованию осваивать столь нелегкое даже для взрослых содержание, ведь зачастую и мы не знаем, почему поступили именно так, или уверены, что так нас научили наши родители.

Как совместить празднично-событийный цикл и образовательные предметные программы, которые к этому циклу безразличны? Уже на этом этапе возникает немало сложностей. Учебный год - время занятий и уроков: школьники учатся, дошкольники на занятиях осваивают начала математики, развивают родную речь, осваивают навыки работы с красками, пластилином, конструктором, бумагой и т.д. Где же среди всего этого найти место праздникам? Как сделать так, чтобы вместе со ставшими уже обычными знаниями, умениями и навыками осваивать, может быть, ничуть не менее важные вещи, превращающие малыша в человека, который оказывается сопричастным к культуре и культурным ценностям. Ведь именно это происходит, когда каждый день заполнен подготовкой к празднику, к значимому событию, когда дело, которым занимается ребёнок, имеет смысл и для него самого, а не только для взрослого, который пытается чему-то научить, вложить какие-то знания помимо воли ребёнка.

Соединение, а может быть, взаимопроникновение этих двух кажущихся несводимыми линий оказывается возможным в форме тематических недель. Недель, посвященных тому или иному событию или празднику. В течение недели ребята вместе с воспитателями готовятся к итоговому мероприятию: спектаклю, конкурсу, выставке. На разнообразных занятиях постепенно осваивается то, что составляет, по мнению педагогов, суть праздника.

Пока основная работа над освоением содержания тематических недель связана с дошкольниками. Школьники уделяют больше внимания и времени учебе и подготовке домашних заданий. Многие из ребят занимаются дополнительно в различных кружках и секциях. Но, приходя в группы, они включаются в дела, запланированные на вечер. Дело - особая форма подготовки к различным событиям. Они могут быть самыми разными, начиная от придумывания различных испытаний для празднования дня рождения кого-то из группы и заканчивая изготовлением макетов, созданием музея «сказочных вещей», организацией полосы препятствий для веселых стартов, приуроченных к неделе спорта. «Замысливание» и реализация совместных дел в разновозрастной группе планировались как плацдарм для формирования у школьников способности организации действия. Пока практика показывает, что эта сторона работы требует более пристального внимания и поиска более эффективных форм взаимодействия с детьми и учителями.

Другой вопрос, возникающий в связи с предлагаемой формой работ: Что должно быть передано детям? Взрослым очень важно определить ту грань содержания, которая, с одной стороны, значима и важна для всех, а с другой - может быть воспринята детьми. На этом этапе появляется отчетливое понимание, что создание такого сообщества возможно только в детско-взрослом коллективе, в котором взрослым самим приходится разбираться с тем, что же заложено в культуре и связано с тем или иным событием, праздником. Что стоит за праздником для самого взрослого?

В обсуждениях восстанавливаются разные видения, точки зрения. Порой оказывается, что праздник отмечается нами по инерции, т.е. и не отмечается вовсе: не праздник, а просто еще один выходной, нерабочий день. В такой ситуации приходится или восстанавливать то, что стояло за событием, что стоит отмечать, или отказываться от такого бессмысленного праздника. Выходной так выходной. Просто не нужно себя обманывать.

После многочисленных обсуждений в годовом празднично-событийном цикле был выделен ряд тематических циклов. Один из них связан с формированием у детей представлений о плоде: природном ли плоде или результате человеческой деятельности, итоге приложения усилий и радости получения результата. Итоговым событием этого тематического цикла является Покровская ярмарка, на которой ребята вместе с родителями обмениваются плодами своего труда - поделками, которые сделаны своими руками. В процессе подготовки к празднику у ребят усилиями педагогов и самих детей складывается уважительное и бережное отношение к труду и его результатам, понимание того, что преодоление возникающих трудностей делает радость от достигнутого ярче, полнее.

В годовом цикле есть еще несколько недель со сходной тематикой. На неделе Искусств можно вспомнить о мастерстве, рассматривая произведения искусства, обсудить, что плоды труда могут доставлять радость не только самому автору, но и остальным. Неделя Спорта дает возможность обдумать разные варианты результатов, которые могут быть получены: призы и медали, успех и преодоление себя, достижение особых физических качеств (силы, ловкости, быстроты, грациозности). Неделя Изобретений позволяет ребятам понять, что в самых необычных и трудных ситуациях всегда стоит попробовать, постараться найти какой-нибудь выход, пусть даже кажущийся невозможным. А также осознать, что все, чем мы пользуемся в повседневной жизни, когда-то казалось просто фантастичным, а изобретение нового — плод воображения и упорного труда изобретателя. Так в течение года на разном материале оттачивается и углубляется представление ребенка о плоде труда. И пусть даже ему не удастся дать определение понятия, важно другое - возникающее бережное отношение к своим и чужим работам, преодоление страха попробовать сделать то, что никогда не делал, почувствовать особый прилив энергии после отлично выполненной работы.

Не менее важной темой, с которой разбираются дети вместе со взрослыми, является тема отношений добра и зла, света и тьмы. Этой проблематике также посвящены несколько недель в празднично-событийном цикле. Но, наверное, наиболее яркой и любимой является неделя, заканчивающаяся праздником «Фонариков». Любопытно, что такого праздника не было в православной или русской традиции, но благодаря его содержанию ни у кого не возникает вопросов, из какой культурной традиции он взялся. Празднование «Фонариков» приходится на самую темную часть года, когда всем тяжело от того, что до весны, а тем более до лета, еще так долго, и погода навевает грусть. В такой момент всем не хватает тепла и света. И тогда мы с ребятами обсуждаем историю святого Мартина, разделившего свой плащ с тем, кто продрог, и сказку о девочке, не испугавшейся идти сквозь ночную тьму за чудодейственным светом, способным вылечить маму. Истории доброты, которая в самую трудную минуту освещает души. Да и сам праздник - испытание: пройти одному с незажженным, сделанным своими руками, бумажным фонариком по парку, найти место, где зажигают фонари и, вернувшись, поделиться с другом самостоятельно испеченной лепешкой. Это, конечно, лирическое отступление, но как иначе объяснить, что происходит на этой неделе. И почему дети ещё долгое время, попадая на лестницу, где не зажжён свет или наводя порядок в группе, поют песню девочки, которая искала чудесный огонь?

Проходит не так много времени и близится Новый год - любимый праздник всех детей. Но для взрослых, наверное, самый сложный и неоднозначный. Сами взрослые уже почти забыли, что же отмечают, о чем стараются не забыть в этот праздничный вечер. Зачем люди отмечают наступление Нового года? В «Материнской школе» с ребятами обсуждались три смысла празднования Нового года. Первый связан с оценкой достижений и построением планов на будущее, второй является осознанным выбором возможного будущего и принятием его последствий. Ребята с помощью воспитателя пытаются строить возможные варианты будущего, которое зависит от принятого решения. И третий смысл связан с идеей разности времени в природе (времена года, части суток) и человеческой истории. В ходе работы над содержанием ребята понимают, что время - это процесс, который всегда идет в одну сторону. Новый год отмечает новый виток природного цикла. А история позволяет проследить изменения в жизни человечества. И понять, что те условия, в которых довелось жить нам, - плод усилий многих предыдущих поколений.

Когда взрослым удается договориться и понять, что же необходимо донести до детей, разобрать, проиграть, прочувствовать самим, начинается следующий этап - поиск средств, которыми может быть достигнута поставленная цель. Как подвести детей к осознанию, а может, проживанию того фрагмента культуры, который, как метка, закреплен в празднике. Каким образом создать такую ситуацию, которая натолкнет детей на самое важное?

Сложность заключается в том, что обычно то, что хочется донести до детей им незнакомо и ново, а времени всегда недостаточно. Кажется, что если рассказать им все подробно (или кратко), то дети поймут почти так же, как ты сам. Но так не бывает! Дети все воспринимают иначе, чем взрослые. Они еще не способны перерабатывать абстрактную информацию, им сложно представить многое из того, о чем им говорят. Для того чтобы представить и освоить новое, им необходимо увидеть, пощупать, как-то подействовать, поиграть с тем, что им предлагается. Кроме того, нельзя забывать о педагогических задачах: готовность детей к школьному обучению остается одной из важнейших задач, которая стоит перед воспитателем. Приходится искать варианты того, как знакомить с идеей праздника в рамках поставленных педагогических задач и средств, доступных пониманию детей. В первую очередь воспитатель анализирует возможные развороты содержания. Каждая из тем многообразна, она включает множество направлений, по которым можно двигаться, осваивая то, что предлагается.

Так, тематическая неделя «Искусство» позволяет исследовать разные виды и направления в искусстве: живопись, скульптуру, театр, литературу. Или разбираться с тем, кого считают мастером, подмастерьем или искусником. Или посмотреть, как проблема борьбы добра и зла отражается в разных жанрах искусства. В «Материнской школе» воспитатель сам вправе решать, какой вопрос важнее обсуждать сейчас в группе, что дети воспримут естественней, то есть содержание, над которым работает группа, может быть различным, созвучным ситуации, состоянию детей. Например, на неделе «Искусства» одна группа может осваивать особенности декоративно-прикладного искусства на материале дымковской или филимоновской игрушки, другая - разбираться с пластическим или цирковым искусством, а третья - пытаться построить критерии мастерства, разбирая сказы Бажова.

Воспитатели и методисты школы обсуждают, как наиболее эффективно можно осваивать содержание праздника. Для решения поставленных задач используется не только время занятий, но и время игр при творческом подходе и желании воспитателей. Это совсем не означает, что детям запрещают играть, просто предлагается такая игра, которая интересна детям и, одновременно, помогает что-то прочувствовать и представить о содержании недели. В качестве примера таких игр могу привести игру во «взятие Суворовым Измаила» на тематической неделе «Мужества». Играли на прогулке, попутно разбирая, что такое осада, штурм крепости, тактика и стратегия ведения военной компании. Переживали в игровой ситуации, в чем же состояло мужество солдат, их стойкость.

Конечно, нелегко придумать сценарий дела, игры, да еще заразить детей своим энтузиазмом. Хотя в какой-то степени это та же самая игра в войну, которую так любят мальчишки и с трудом выносят взрослые. А если вдуматься, отношение к игре в войну у взрослых отрицательное именно из-за бессмысленности «убийств». Внося содержание, воспитатель может помочь детям увидеть в знакомом что-то совсем иное, неожиданное.

Конечно, всё через игры воспринять не удается. Многое дети осваивают благодаря занятиям. Воспитатели в своей работе пытаются удерживать внимание, как минимум, на двух важных вещах: освоении тематического содержания и решении педагогических задач. Отбор умений и навыков, с которыми будет проводиться работа, по возможности подчиняется содержанию недели. Например, при подготовке к празднику «Жаворонки» ребята на развитии речи могут осваивать умение составлять рассказ по картине Саврасова «Грачи прилетели» или закрепляют умение рассказывать по плану, описывая внешний вид скворушки. А на занятии по ознакомлению с природой можно обсудить особенности перелетных птиц и причины их сезонных миграций.

Темы недель разные, какие-то задачи удобней решать на материале одних недель, какие-то - на других. Раньше после обсуждения на педагогическом семинаре готовился примерный план знакомства детей с темой. В него включались и примерные возрастные возможности освоения содержания, возможные варианты превращения содержания в тему или материал предметных занятий с детьми. В качестве примера приведу план работы тематической недели Изобретений.

Основное содержание. В процессе работы с детьми, разбирая знакомые ситуации, построить представление о том, что такое изобретение. Учиться находить в вещах и ситуациях общие черты, а также выделять необычные стороны. Учиться обнаруживать способы выхода из «безвыходных» ситуаций, используя свойства знакомых вещей.

Возможным итогом недели для детей может быть следующее:

Для детей 3-4 лет - умение находить в обычных вещах изобретенное. Показывать на картинках предметы, где используются колесо, электричество (по 2— 3 примера). Называть примеры сказочных, волшебных вещей, которые в последствии стали реальными вещами (1-2 примера). Например, Ковер-самолет, Гусли-самогуды и др.

Для детей 4-5 лет - понимание, что вещи, которые нас окружают, являлись когда-то изобретениями, уметь назвать несколько изобретений. Пытаются вместе с воспитателем объяснить себе и окружающим, кто такой изобретатель, что он делает. Участвуют в поиске способов решения в необычных ситуациях (например, нужно достать что-то с высокой полки, договориться с кем-то без слов, донести что-то тяжелое...).

Для детей 5-7 лет - понимание и умение объяснить, для чего нужны изобретения, как появляются изобретения. Знать названия предметов и вещей, которыми пользовались люди до изобретения машины, лампочки, водопровода и т.п. Вместе с воспитателем попробовать описать характер изобретателя, отмечая черты характера, которые позволяют человеку стать изобретателем, придумать что-то новое. Активно предлагать выходы из затруднительных ситуаций, пытаться называть свойства вещей, которые они используют, например, общие для предметов свойства (папа такой же высокий, как я, когда стою на табуретке).

На занятиях по развитию речи можно познакомить детей с планом описательного рассказа на материале подготовки рассказов об экспонатах для выставки «Моё изобретение». На занятиях по ознакомлению с окружающим миром можно провести поиск выхода из трудной ситуации, используя знания о свойствах вещей. Например, как получить воду зимой, как объяснить дорогу, на чем переправиться через реку, как в солнечный день добыть огонь. Другим вариантом занятия может быть сюжетно-ролевая игра. Дети могут проиграть ситуацию жизни людей до каких-либо специально оговоренных изобретений и открытий (света, транспортных средств, колеса, бумаги). В игре с детьми можно вспомнить и закрепить названия «устаревших» предметов (керосинка, буржуйка, лампада, корыто и т.п.). Математика позволяет расширять содержательное поле, если использовать его в качестве материала для решения задач. Например, придумать инструменты для измерения сыпучих, жидких веществ, времени (можно сконструировать водяные часы, песочные или любые другие подходящие варианты). На занятиях по конструированию можно предложить детям из конструктора, LEGO или бумаги повторить уже изобретенное или придумать собственный проект. Обратить внимание на важность умения объяснить, для чего нужна та или иная деталь в изобретении, а также само изобретение. Работать в зависимости от выбранных задач можно по замыслу или используя рисунок, чертеж.

В вечернее время дошкольники вместе со школьниками готовятся к Ярмарке изобретений. При подготовке необходимо придумать и сделать две общие поделки от группы. Индивидуальные проекты дети готовят дома вместе с родителями. На Ярмарку принимаются изобретения, имеющие названия. Автор должен уметь объяснить, для чего предназначена, из чего сделана поделка, из каких частей состоит. Школьники могут помочь придумать представление поделок и принять участие в организации выставки.

Совместить интересы детей и решение наших педагогических задач не так-то просто. Важно «не забыть» какую-либо задачу, раздел нашей очень объемной программы. Учесть при сценировании дел, игр и занятий набор знаний и умений, с одной стороны, и развитие способностей, с другой стороны, еще больше усложняют эту работу. Этому, конечно, надо учиться, но очень важно собрать воедино то множество задач, от выполнения которых зависит, какими станут наши дети: во что они будут верить, к чему стремиться, о чем мечтать, чем и ради чего жертвовать.

Заместитель директора по воспитательной работе ГОУ «Начальная школа - детский сад» № 1835 Москвы

Смотрите также:

Статьи