Функции прародителей (бабушек) в духовно-нравственном развитии современного ребенка: постановка проблемы

Автор: Камышева А.В. 
Рубрика:  Дошкольники 
Версия для печати

Проблема духовных ценностей, актуальная сегодня для всего российского общества, приобретает особую остроту в молодежной среде, поскольку наиболее восприимчиво к негативным воздействиям, вызванным кризисом духовных ценностей российского общества, оказалось подрастающее поколение.

Традиционно основную роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет семья. При этом каждый член семьи выполняет различные функции, которые дополняют друг друга. В традиционной многопоколенной семье в воспитании детей принимало участие большое количество родственников. Старшее поколение, а в особенности бабушки, при этом занимали особое место. Они сохраняли и передавали внукам семейные традиции, накопленный опыт, информацию о семейных корнях, ценностях и установках, что оказывало сильное влияние на духовно-нравственное развитие ребенка.

Как известно, современная семья отличается от традиционной: с конца XIX в. историческое развитие русской семьи во всех областях шло по пути увеличения доли нуклеарной семьи, уменьшения количества детей в семье, снижения количества родственников, с которыми постоянно поддерживались тесные отношения. Доля традиционных многопоколенных семей в современном российском обществе неуклонно сокращается. При этом появляется и получает свое развитие новый тип семьи – «модифицированная широкая семья», в которой три, а иногда и четыре-пять поколений, не живущих под одной крышей, поддерживают тесные контакты.

Во многом изменилась также роль женщины в семье и обществе. Сейчас большинство матерей по различным причинам перестали заниматься исключительно воспитанием детей и домашним хозяйством. Они чаще работают, стремятся реализовать себя в профессиональной деятельности. Современные прародители (бабушки) преимущественно ведут активную социальную жизнь (продолжают работать до пенсии и после, не все готовы посвятить себя воспитанию внуков).

Все эти изменения отражаются на развитии ребенка, прежде всего в сфере нравственности, о чем, в частности, свидетельствует рост детской жестокости и подростковой преступности.

В связи с этим назрела необходимость в исследовании значимости в современном обществе духовно-нравственной функции как сохранения и передачи семейных традиций, опыта, информации о семейных корнях, истории, семейных ценностей и установок, и степени, в которой она относится к функциям бабушки в семье.

Исследования семьи и ее роли в развитии ребенка, как правило, ограничиваются исследованием детско-родительских отношений и в большей степени влиянием матери на развитие ребенка. Однако в последнее время начали появляться исследования, посвященные роли прародителей (бабушек) в семье, но они в основном ограничиваются влиянием бабушек на эмоциональную сферу внуков-дошкольников, для чего часто используются проективные методы («Рисунок семьи» и др.). Значение бабушек на развитие ребенка в более старших возрастах изучено, с нашей точки зрения, недостаточно.

Проведенное нами анкетирование пожилых женщин, имеющих внуков, и студентов 3 курса Московского государственного колледжа информатики и права показало, что в современной семье сохраняются традиционные представления о функциях бабушек (участие в воспитании внуков, передача традиций, опыта, семейных ценностей и т.д.), при этом функция духовно-нравственного развития является одной из основных. 

Мы считаем, что необходимо уделить большее внимание тем представлениям о семье и функциях прародителей в семье, которые существуют у подрастающего поколения в разных возрастах. Важно осознавать, что от того, какие представления у них формируются, будет во многом зависеть, какие семьи они создадут в будущем, и какие представления будут передавать своим детям.

Смотрите также:

Статьи